Шрифт
Цвет
Графика
Грабарь И.Э.
Персона

Грабарь Игорь Эммануилович

Годы жизни: 1871—1960
#2
Игорь Грабарь увлекался живописью с детства, учился в Академии художеств и преподавал в частной школе мюнхенского художника Антона Ажбе, однако свои первые полотна представил публике только после 30 лет. Грабарь писал многотомник «Истории русского искусства», реформировал Третьяковскую галерею и изучал реставрацию памятников искусства, превратив ее из банального ремонта в научный процесс.
#3

Учеба за рубежом и возвращение к «близкой и родной жизни»

#4
Игорь Грабарь родился 25 марта 1871 года в Будапеште, столице Австро-Венгрии. Его родители придерживались пророссийских взглядов, и из-за этого им пришлось покинуть страну. Семья переехала в Егорьевск в Рязанской области, там Грабарь поступил в прогимназию.

Образование будущий художник продолжил в Московском Императорском лицее в память цесаревича Николая. В школе он увлекся живописью. Свободное время Грабарь проводил в Третьяковской галерее и на уроках Московского общества любителей художеств. В 1889 году он окончил лицей с золотой медалью и вскоре поступил в Санкт-Петербургский университет, сразу на два факультета — юридический и историко-филологический. Параллельно Игорь Грабарь писал обзоры выставок и биографии живописцев, а также занимался у Павла Чистякова, бывшего преподавателя Ильи Репина и Валентина Серова. Позже художник вспоминал, что Чистяков часто критиковал работы воспитанников, многим «рекомендовал бросить пока и думать о живописи». Однако Грабарь продолжал работать. Он окончил юридический факультет и в 1894 году поступил в Императорскую Академию художеств.


Вскоре молодой живописец отправился в первое путешествие по Европе. В Италии и Франции он открыл для себя импрессионизм, академическая манера казалась Грабарю все менее интересной. Он поехал в Германию и в Мюнхене попал в частную школу художника-реалиста Антона Ажбе, где вскоре начал преподавать. В 1900 году Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел «таких гигантов французского искусства, как Милле, Курбе, Мане». После этого Грабарь решил вернуться в Россию:
#5
…художнику надо… изображать… ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя.
#6
В 1901 году его пятилетнее путешествие, так называемый «мюнхенский период», завершилось.
#7

Мирискусник и импрессионист

#8
Игорь Грабарь приехал в Петербург, где вновь занялся художественной критикой. Он стал одним из основных авторов издания «Мир искусства». В 1902 году на выставке мирискусников художник представил 10 своих картин. Одну из них, «Луч солнца», купила Третьяковская галерея. Параллельно Грабарь начал изучать русское искусство и задумал написать его историю в нескольких томах.

В 1903 году живописец перебрался в Москву. До конца десятилетия он совмещал архивную работу и живопись. Он выставлял работы в России и за рубежом, участвовал в экспозиции русского искусства 1906 года, которую подготовил Сергей Дягилев. Грабарь тяготел к импрессионизму, работал, «швыряя краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая». Он создал полотна «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и «Иней». «Февральская лазурь» появилась благодаря случаю: художник уронил палку в лесу, наклонился и заметил, как смотрится верхушка березы снизу:
#9
…перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба.
#10
Чтобы повторить ракурс, Грабарю пришлось выкопать в снегу яму и писать из нее. Он считал «Февральскую лазурь» своей главной работой.
#11

Реформатор Третьяковки, историк искусства, архитектор

#12
С 1913 года Игорь Грабарь руководил Третьяковской галереей. Он создал каталог коллекции и начал пополнять ее новыми полотнами — от признанного мастера Ореста Кипренского до новатора Кузьмы Петрова-Водкина. Грабарь изменил экспозицию в музее: до его вмешательства полотна размещались хаотично, а художник предложил собрать залы, посвященные художникам. Картины в них развешивали в хронологическом порядке.

Кроме живописи и истории искусства Грабарь увлекался архитектурой. Он спроектировал больницу для семьи врачей Захарьиных: продумал современное здание с операционными и квартирами докторов. Но вскоре оставил новую профессию и вернулся к «Истории русского искусства». Грабарь даже перестал писать картины: архивная работа и поездки по стране отнимали много времени.

С 1908 по 1915 год вышли восемь томов из запланированных двенадцати. Планы нарушила Первая мировая война. Заказчик, издательство Иосифа Кнебеля, пострадало во время антинемецких погромов. Грабарь лишился почти 20 тысяч ценных негативов с документами и долго не мог вернуться к изданию.
#13

Советские годы: живопись и сохранение артефактов

#14
После революции художник остался в стране, продолжил работать в музеях. В 1918 году Игорь Грабарь настоял на том, чтобы в Москве появились Центральные реставрационные мастерские. Он превратил то, что ранее называли ремонтом, в научную работу: приглашал ученых, они исследовали химические и физические процессы на старинных предметах искусства, а затем рекомендовали методы восстановления. Благодаря этому удавалось сохранить много ценностей, например старинные иконы. Грабарь сам искал новые артефакты, ездил в экспедиции. Он сообщал жене:
#15
Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать.
#17
В этот период Игорь Грабарь снова стал писать картины. Художника привлекали натюрморты, в которых он сочетал разные фактуры и свободно работал с цветовой гаммой.

При советской власти Грабарь возглавлял несколько музеев, вел в Московском университете курс по научной реставрации, входил в комиссии по изъятию дореволюционных ценностей, что позволило сохранить множество ценных предметов искусства, в том числе «Троицу» Андрея Рублева.

Во время Великой Отечественной войны Игорь Грабарь создал при Академии наук СССР Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры, будущий Государственный институт искусствознания, и оставался его бессменным руководителем.

В последние годы жизни художник руководил Институтом им. Сурикова и музеем-заповедником «Абрамцево», жил он неподалеку от усадьбы. Здесь Грабарь писал картины и продолжал составлять «Историю русского искусства». Умер художник 16 мая 1960 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Уже после его смерти вышли завершающие тома «Истории», их доработали ученые Государственного института искусствознания.


читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%