Шрифт
Цвет
Графика
Франсуа Буше
Персона

Франсуа Буше

Годы жизни: 1703—1770
#1

Жизнь и карьера

#2

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года в семье художника. Первоначальное обучение будущий придворный художник прошёл у своего отца, а затем у Франсуа Лемуана, ведущего мастера рококо того времени.

В 1723 году Франсуа получил Римскую премию — стипендию от Французской Академии художеств в Риме, благодаря которой смог отправиться в путешествие по Италии и усовершенствовать свое ремесло.

По возвращении из Италии в 1731 году он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры как исторический живописец. С этих пор и вплоть до 60-х годов его карьера развивалась стремительно.

В 1735 году Буше получил свой первый королевский заказ на росписи в Версале. Двумя годами позже он стал профессором Королевской Академии живописи и скульптуры, а также начал создавать дизайн гобеленов для фабрики Бове. В скором времени стал директором французской гобеленовой мануфактуры. В 1765 году Буше был назначен директором Королевской академии и получил почётное звание «первого художника» при дворе короля Людовика XV.

#3

Первый живописец короля

#4

Франсуа Буше работал в стиле рококо и был одним из самых ярких представителей этого движения, пришедшего на смену парадному и торжественному барокко. Рококо в творчестве Буше, наряду с формальными признаками стиля барокко, говорит о человеке, о мельчайших деталях в его жизни, о переживаниях, воспоминаниях и создает среду для комфортной радостной жизни и остроумной беседы. Характерными особенностями произведений Буше являются беззаботные сюжеты и игривый стиль, носящий часто эротический характер, утонченный цветовой строй с пастельными тонами и изобилие изящных деталей.

Этот стиль полностью отвечал вкусам аристократии, благодаря чему Франсуа получал большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале и оформление интерьеров в Королевской библиотеке Парижа. Он писал многочисленные портреты знатных кавалеров, дам, а его украшения, созданные для Людовика XV, включали работы в Версале, замке Бельвю, Шуази и дворце Фонтенбло. Самыми оригинальными работами были два изображения на тему охоты под названием «Охота на тигра» и «Охота на крокодила», которые он написал для личных апартаментов Людовика XV в Версале.

Франсуа пользовался поддержкой королевской фаворитки маркизы де Помпадур и регулярно получал от нее заказы. Он написал несколько ее портретов, а также давал ей уроки рисования. 

#5
Портрет маркизы де Помпадур, 1756 год. Старая Пинакотека, Мюнхен
#7
В своих художественных композициях Буше неоднократно затрагивал мифологию наряду с пасторалями и аллегориями. Благодаря столь неординарному смешению появляются образы, насквозь пронизанные чувственностью.

Широко известны его мифологические изображения («Аврора и Кефал», Музей изобразительного искусства, Нанси, «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея», Лувр). Одной из самых знаменитых работ в мифологическом жанре стала картина «Геркулес и Омфала». 
#19

 «Геркулес и Омфала», 1732–1734 годы. ГМИИ им. А.С.Пушкина

#10

Это произведение — бесспорный шедевр раннего творчества Буше. На написание картины художника вдохновил античный миф о Геркулесе, находившемся несколько лет в рабстве у царицы Омфалы. Однако в итоге герою удалось соблазнить царицу. Античный миф превратился у художника в бурную любовную сцену. Сюжеты Буше всегда обладали пикантным подтекстом, соблазнительным развитием событий, неожиданной развязкой.

Аллегорические сюжеты тоже отлично подходили рококо, стилю полунамеков и двойных смыслов. В интерпретации Буше они становятся игривыми, легкими, не требующими от зрителя особенных усилий, чтобы понять их иносказательный характер. Красота обнаженного женского тела, мерцающий тон кожи, легкие струящиеся ткани — все это в избытке встречается в мифологических сюжетах, связанных с Венерой, Дианой и другими богинями. 

#18
#17

Настроение картины «Купание Дианы» из Лувра отражает и насыщенная цветовая палитра, подчеркивая мастерство Буше-колориста. Все атрибуты богини-охотницы — лук, колчан со стрелами, дичь, гончие собаки — также изображены с большим вниманием к деталям, свойственным Буше.

#11
«Купание Дианы», 1742 год. Лувр, Париж
#12

Пасторали Буше также отличаются игривой двусмысленностью и полунамеками, представляя зрителю классические варианты соблазнения («Пастушеская сцена», «Думаешь, это изюм?»). 

#13
«Думаешь, это изюм?», 1747 год. Художественный институт, Чикаго
#14

В 1768 году Буше создал одно из последних своих произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое считается одним из самых дорогих полотен мастера. На картине в аллегорической форме художник изобразил себя в роли Авеля, а маркизу Помпадур и короля Людовика XV как Еву и Адама. 

#15

Критика и наследие

#16

К концу карьеры Буше, с 1760-х годов стиль рококо был признан окончательно устаревшим, а сам художник подвергся яростным нападкам и суровой критике. Он даже надумал переехать в Россию, но не успел — в марте 1770 года в возрасте 67 лет Франсуа Буше умер в Париже от лихорадки.

За несколько месяцев до смерти его избрали почётным членом Петербургской академии художеств.

На сегодняшний день произведения художника представлены во множестве музеев, таких как Лувр, музей Шарлоттенбурга в Берлине, «Метрополитен» в Нью-Йорке и Национальный музей в Стокгольме. А картины «Отдыхающая девушка» или «Одалиска» украшают парижский Лувр и Пинакотеку в Мюнхене.

Он оставил в наследие множество замечательных картин, которые напоминают нам о той галантной эпохе, которая уже никогда не повторится.

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%