Жизнь и карьера
Франсуа Буше
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года в семье художника. Первоначальное обучение будущий придворный художник прошёл у своего отца, а затем у Франсуа Лемуана, ведущего мастера рококо того времени.
В 1723 году Франсуа получил Римскую премию — стипендию от Французской Академии художеств в Риме, благодаря которой смог отправиться в путешествие по Италии и усовершенствовать свое ремесло.
По возвращении из Италии в 1731 году он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры как исторический живописец. С этих пор и вплоть до 60-х годов его карьера развивалась стремительно.
В 1735 году Буше получил свой первый королевский заказ на росписи в Версале. Двумя годами позже он стал профессором Королевской Академии живописи и скульптуры, а также начал создавать дизайн гобеленов для фабрики Бове. В скором времени стал директором французской гобеленовой мануфактуры. В 1765 году Буше был назначен директором Королевской академии и получил почётное звание «первого художника» при дворе короля Людовика XV.
Первый живописец короля
Франсуа Буше работал в стиле рококо и был одним из самых ярких представителей этого движения, пришедшего на смену парадному и торжественному барокко. Рококо в творчестве Буше, наряду с формальными признаками стиля барокко, говорит о человеке, о мельчайших деталях в его жизни, о переживаниях, воспоминаниях и создает среду для комфортной радостной жизни и остроумной беседы. Характерными особенностями произведений Буше являются беззаботные сюжеты и игривый стиль, носящий часто эротический характер, утонченный цветовой строй с пастельными тонами и изобилие изящных деталей.
Этот стиль полностью отвечал вкусам аристократии, благодаря чему Франсуа получал большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале и оформление интерьеров в Королевской библиотеке Парижа. Он писал многочисленные портреты знатных кавалеров, дам, а его украшения, созданные для Людовика XV, включали работы в Версале, замке Бельвю, Шуази и дворце Фонтенбло. Самыми оригинальными работами были два изображения на тему охоты под названием «Охота на тигра» и «Охота на крокодила», которые он написал для личных апартаментов Людовика XV в Версале.
Франсуа пользовался поддержкой королевской фаворитки маркизы де Помпадур и регулярно получал от нее заказы. Он написал несколько ее портретов, а также давал ей уроки рисования.
«Геркулес и Омфала», 1732–1734 годы. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Это произведение — бесспорный шедевр раннего творчества Буше. На написание картины художника вдохновил античный миф о Геркулесе, находившемся несколько лет в рабстве у царицы Омфалы. Однако в итоге герою удалось соблазнить царицу. Античный миф превратился у художника в бурную любовную сцену. Сюжеты Буше всегда обладали пикантным подтекстом, соблазнительным развитием событий, неожиданной развязкой.
Аллегорические сюжеты тоже отлично подходили рококо, стилю полунамеков и двойных смыслов. В интерпретации Буше они становятся игривыми, легкими, не требующими от зрителя особенных усилий, чтобы понять их иносказательный характер. Красота обнаженного женского тела, мерцающий тон кожи, легкие струящиеся ткани — все это в избытке встречается в мифологических сюжетах, связанных с Венерой, Дианой и другими богинями.
Настроение картины «Купание Дианы» из Лувра отражает и насыщенная цветовая палитра, подчеркивая мастерство Буше-колориста. Все атрибуты богини-охотницы — лук, колчан со стрелами, дичь, гончие собаки — также изображены с большим вниманием к деталям, свойственным Буше.
Пасторали Буше также отличаются игривой двусмысленностью и полунамеками, представляя зрителю классические варианты соблазнения («Пастушеская сцена», «Думаешь, это изюм?»).
В 1768 году Буше создал одно из последних своих произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое считается одним из самых дорогих полотен мастера. На картине в аллегорической форме художник изобразил себя в роли Авеля, а маркизу Помпадур и короля Людовика XV как Еву и Адама.
Критика и наследие
К концу карьеры Буше, с 1760-х годов стиль рококо был признан окончательно устаревшим, а сам художник подвергся яростным нападкам и суровой критике. Он даже надумал переехать в Россию, но не успел — в марте 1770 года в возрасте 67 лет Франсуа Буше умер в Париже от лихорадки.
За несколько месяцев до смерти его избрали почётным членом Петербургской академии художеств.
На сегодняшний день произведения художника представлены во множестве музеев, таких как Лувр, музей Шарлоттенбурга в Берлине, «Метрополитен» в Нью-Йорке и Национальный музей в Стокгольме. А картины «Отдыхающая девушка» или «Одалиска» украшают парижский Лувр и Пинакотеку в Мюнхене.
Он оставил в наследие множество замечательных картин, которые напоминают нам о той галантной эпохе, которая уже никогда не повторится.