Франческо Гварди — один из самых известных итальянских художников XVIII столетия, достигший вершин своего мастерства в жанре ведуты (топографически точный городской пейзаж) и каприччо (архитектурный фантазийный пейзаж). Несмотря на то, что талант не был признан при жизни художника, да и длительное время после его смерти, он был по достоинству оценен в эпоху импрессионизма. Картины Гварди значительно обогатили культуру живописи: они дают зрителю поразительно точное представление о том, как выглядела Венеция в ту эпоху через уникальное художественное видение мастера.
Франческо Гварди
В начале пути
Франческо Гварди родился 5 октября 1712 года в Венеции в многодетной семье, которая была тесно связана с искусством на протяжении нескольких поколений. Он и его братья были сыновьями художника, художником стал и его сын.
Неудивительно, что первым творческим учителем Франческо стал его старший брат Джованни Антонио. В семейной мастерской Франческо Гварди впоследствии проработал почти половину своей жизни. Также он проходил обучение в мастерской Микеле Мариески, куда поступил в 1735 году. Под опытным и мастеровитым крылом начинающий художник выполнял копии картин известных живописцев XVI–XVII веков, что в те времена не считалось зазорным; писал пейзажи, произведения на религиозные и мифологические темы.
Ранние работы Франческо Гварди выполнены в традициях алтарной живописи барокко («Святой в экстазе», аллегории «Веры» и «Надежды»). В этот же период он создавал панно на библейские сюжеты для украшения интерьера венецианской церкви архангела Рафаила («Прощание Товия с родителями», «Лов рыбы», «Свадьба Товия», и др).
Расцвет творчества и наследие
После смерти брата в 1760-х гг. управление мастерской перешло к Франческо, который увлекся архитектурным пейзажем, следуя традициям венецианской ведуты. В работах этого периода чувствуется влияние Джованни Каналетто («Площадь Святого Марка», «Вид Венеции. Дворец Дожей»), а в фантастических пейзажах — влияние Марко Риччи («Пейзаж с руинами, «Каприччо»).
В 1760-х гг. Гварди создал двенадцать ведут, которые были посвящены видам Венеции в праздничные дни («Площадь Святого Марка в день ярмарки»), а также камерным пейзажам, изображающим церковь и безмятежную морскую гладь («Санта-Мария делла Салюте», «Мол и церковь Санта-Мария делла Салюте»).
В 1768 году, после смерти величайшего мастера ведуты Каналетто, Франческо Гварди стал одним из его многочисленных последователей. Хотя, в отличие от других, он стремился к документальному изображению венецианской архитектуры, сложной линейности лишь в самом начале творческого пути, а позднее выбирал более живописные и свободные решения архитектурного пространства, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества.
С высоким художественным мастерством Франческо Гварди создавал на своих полотнах многоцветные композиции с большим количеством объединенных в группы предметов. Стилю мастера характерны нечеткие, будто окутанные легкой дымовой завесой контуры, с очень тонкими тональными градациями и мягким тонированием, которые он выписывал энергичными, точечными мазками кисти. Этот прием дает ощущение света и движения, предметы будто оживают. Мастер стремился изобразить красоту конкретного момента, акцентировать внимание зрителя на его эмоциях от увиденного, передать ритм облаков в небе и шелест волн. Благодаря такой щепетильности автора зритель имеет возможность «перенестись» в ту эпоху и рассмотреть повседневный быт Венеции в каждой детали.
В поздних произведениях художник и вовсе создавал фантазийные руины и небывалые здания в жанре каприччо и населял их фигурками-марионетками. Манера исполнения его зрелых произведений близка по стилю Джамбаттисте Тьеполо и Алессандро Маньяско.
В 1780–1790–е годы, изображая уютные дворики, узкие улицы и площади города, художник лирически домысливает облик города, превращая ведуту в живописный поэтический пейзаж. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел облик родной Венеции, ее живописную красоту, поэзию повседневной городской жизни («Пожар в квартале Сан-Маркуола», «Рио деи Мендиканти», «Пейзаж. Закат»).
При собственной жизни Франческо Гварди не вкусил признания и славы, его картины считались некондицией в сравнении с другими произведениями неоспоримых авторитетов. Он так и не был принят современниками. Признание профессионализма пришло в качестве предложения стать членом венецианской Академии художеств в 1784 году.
На закате жизни художник трудился декоратором для пьес в театрах «Манин» и «Фениче».
Франческо Гварди умер в 1793 году, а его художественное наследие в полной мере оценили лишь в эпоху импрессионизма — и с тех пор он стал считаться одним из величайших художников всех времен, последним выдающимся представителем классической венецианской ведуты, достигшим небывалого мастерства в изображении света и воздуха венецианского пейзажа.