Шрифт
Цвет
Графика
Джордж Доу
Персона

Джордж Доу

Годы жизни: 1781—1829
#2
Англичанин Джордж Доу создал более 400 портретов русских аристократов. Ему позировали самые влиятельные люди России, знаменитые полководцы и даже два императора. А начинал Доу простым гравером и собирался продолжить дело отца.
#3

От гравюр к портретам

#4
Джордж Доу родился в 1781 году в Лондоне. Его отец Филипп Доу был гравером и с ранних лет обучал сына этому искусству, надеясь, что он пойдет по его стопам. Но когда Джордж Доу подрос, он решил заниматься живописью и поступил в Королевскую академию художеств.

Доу стал успешным студентом: в 1804 году он получил золотую медаль за картину «Бешенство Ахиллеса при вести о смерти Патрокла», а уже в 1809 году был избран членом Академии.

Ранние работы Доу в основном создавал на литературные и мифологические сюжеты. Критики высоко оценивали его картины, особенно отмечая проработанность лиц всех персонажей. Тогда Джордж Доу понял, что его призвание — портрет.
#5

«Человек-автомат»

#6
В 1818 году Джордж Доу в составе английской делегации отправился в Ахене, где проходила встреча глав союзных стран в войне с Наполеоном. Он планировал писать портреты военных и дипломатов.

В Ахене работы уже известного художника увидел Александр I и пригласил Доу в Россию. Ему император поручил важный проект — создание галереи портретов русских полководцев 1812 года для Зимнего дворца.

В Петербург Доу приехал в 1819 году. Под его мастерскую выделили одну из комнат Зимнего дворца. Художник писал стремительно: на один портрет у него уходило лишь три-четыре дня. За такую скорость живописца прозвали человеком-автоматом.

Многих героев войны Доу писал с натуры. Павших же ему приходилось рисовать по уже существовавшим портретам и воспоминаниям близких. Например, во время работы над портретом Барклая-де-Толли Доу изучил четыре сохранившихся портрета, написанных разными авторами.

Многие русские художники были недовольны тем, что к такому важному проекту привлекли иностранца. Джорджа Доу считали жадным до денег выскочкой. Он был одним из самых дорогих живописцев столицы: один его портрет стоил более тысячи рублей. Члены Общества поощрения художников даже написали обращение к императору:
#7
Доу не как художник, думающий о чести, но как торгаш имел целью пребывания своего в России только одно накопление сумм и, ничем не довольный, пускался на предприятия коммерческие, даже непозволительные.
#8
Однако критики работы Доу оценивали высоко. Их поражало, насколько точно он передавал детали внешности портретируемых. Иногда его ругали за этюдность картин, которая казалась ценителям искусства небрежностью. «Механический прием руки его совершенно особен; кисть широкая, смелая, быстрая, но слишком быстрая… она не кладет, бросает краски, и в другой раз, кажется, не дотрагивается до них… от этого все портреты Доу кажутся работою a la prima, родом эскизов…» — писал прозаик Павел Свиньин.
#9

«Фабрика портретов»

#10
Вскоре Джордж Доу решил нанять помощников: он перестал справляться с огромным объемом работы в одиночку. Ему предложили начинающих живописцев: Василия Голике и Александра Полякова. Последний был крепостным художником: его Доу выкупил у помещика на несколько лет, а позже даровал ему свободу. Доу поселил обоих в своей мастерской и назначил им жалованье — 800 рублей в год.

Сперва Голике и Поляков создавали копии портретов кисти Доу. Они так точно воспроизводили его стиль, что никто не мог отличить оригиналы от копий, которые английский художник тоже подписывал своим именем. Со временем помощники стали дописывать за него полотна: часто дорабатывали одежду и фон.

Вскоре к Джорджу Доу приехали его брат и зять — Генри Доу и Томас Райт. Они создавали гравюры с его полотен, которые быстро стали популярны: их часто покупали и сами портретируемые, чтобы дарить близким.

В 1820 году в Санкт-Петербурге с успехом прошла первая персональная выставка Доу. Он стал самым модным художником столицы, и каждый заказанный у него портрет символизировал высокий статус портретируемого.

Однако художественное сообщество по-прежнему не принимало Доу. Русские живописцы были убеждены, что он пишет исключительно ради прибыли и помощников нанял с той же целью. Его мастерскую прозвали «фабрикой портретов».

Но выставки Доу проходили все чаще и чаще, и к 1827 году он стал членом Петербургской, Лондонской, Венской, Парижской, Стокгольмской, Дрезденской, Мюнхенской, Флорентийской и Стокгольмской академий художеств.
#11

Англия, Россия и снова Англия

#12
В 1828 году Николай I назначил Джорджа Доу первым живописцем Императорского двора. К этому времени он написал уже несколько сотен полотен и создал 332 портрета для галереи полководцев в Зимнем дворце. Галерея торжественно открылась в 1826 году, и, закончив работу, Доу решил вернуться на родину.

В Англии его знали не так хорошо, как в России, и жизнь художника была куда менее насыщенна. Несмотря на внушительное финансовое состояние, которое могло обеспечить ему безбедную жизнь, Доу вернулся в Россию осенью 1828 года. В это время он создал последние портреты — Михаила Кутузова и великого князя Константина Павловича. Однако у Доу начались проблемы со здоровьем, и живописцу пришлось вернуться в Англию. Там он скончался в 1829 году от болезни легких.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%