Шрифт
Цвет
Графика
Богаевский К.Ф.
Персона

Богаевский Константин Федорович

Годы жизни: 1872–1943
#2

Художник Константин Федорович Богаевский был настоящим певцом крымского пейзажа. Он посвятил этой теме практически все свое творчество. По мере того как совершенствовался узнаваемый стиль его работ, живописец все глубже исследовал излюбленную тему и оттачивал свое мастерство.

Крупнейшее собрание картин Богаевского хранится в родной Феодосии. Полотна художника можно увидеть также во многих музеях постсоветского пространства. 

#3

Выбор пути и раннее творчество

#4

Родился Константин Федорович Богаевский 12 (24) января 1872 года в Феодосии. Здесь же он провел детство, с малых лет увлекся рисованием и начал путь к карьере художника. Его первым учителем был маринист Адольф Иванович Фесслер, ученик Ивана Константиновича Айвазовского, чьи занятия Богаевский также посещал.

В 1891 году юный Константин отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Богаевский учился в пейзажной мастерской у знаменитого живописца Архипа Ивановича Куинджи. Под его руководством студенты не только занимались обязательным копированием шедевров мастеров, но и писали натюрморты, работали над этюдами. Именно благодаря этой практике Куинджи привил своим ученикам привычку размышлять над будущим произведением и тщательно изучать изображаемые предметы и пейзажи. Летом 1895–1896 годов профессор повез своих студентов на берега его родного Крыма для работы с натуры.

Звание художника Богаевскому было присвоено в 1897 году. Годом позже Куинджи организовал за собственный счет поездку для своих выпускников за границу. Молодые художники посетили Францию, Германию и Австрию. Богаевского особенно впечатлили произведения эпохи барокко, классицизма и современного европейского искусства. 

#5

Певец Киммерии 

#6

С 1898 года картины художника были представлены на выставках «Мира искусства», русских живописцев в Париже и Берлине, международных экспозициях в Мюнхене, Венеции, Брюсселе, и Мальмё.

В первые годы XX века художник вернулся на родное черноморское побережье — неиссякаемый источник его вдохновения. На протяжении всей творческой жизни крымские пейзажи оставались главной музой и моделью живописца.

Под влиянием именитых учителей Айвазовского и Куинджи Богаевский не только не потерял собственный почерк, но смог отточить свой узнаваемый стиль. Произведения художника всегда были плодом глубокого осмысления и творческой интерпретации реального пейзажа, поэтому по своей сути они фантастичны. Богаевский преломлял увиденное сквозь призму своей философии и создавал полотна, в которых изображалась не действительность как таковая, но некий совокупный образ величественной земли. Она не была подвержена мимолетным изменениям, а веками сохраняла прежний облик. В философских пейзажах художника нет людей. С картин Богаевского смотрят не крымские виды, но вечные образы древней Киммерии и Тавриды. Киммерией в античности называли Крымский полуостров и прилегающие к нему территории, а Таврида была древним именем Крыма. 

#7
«Старый Крым», 1903 год. Радищевский музей
#8

Богаевский дружил с поэтом Максимилианом Александровичем Волошиным и художником и организатором выставок Константином Васильевичем Кандауровым. Волошин видел на картинах Богаевского сны, которые видит земля. По его словам, не художник «изображает землю, а земля себя сознает в нем» посредством его творчества. 

#9
«Воспоминание об Италии», начало XX века. Дагестанский музей изобразительных искусств
#10

В 1906 году Богаевский женился и обосновался в новой студии в Феодосии, где творил до последних дней жизни.

Путешествие в Европу в 1908–1909 годах принесло ему знакомство с новыми для него шедеврами мирового искусства. На следующий год Богаевский стал членом Московского Товарищества художников, а также проиллюстрировал «Годы странствий» — новую книгу стихов Волошина.

В его творчестве прослеживается влияние французских художников эпохи классицизма и барокко Клода Лоррена и Никола Пуссена — в способности передавать настроение, идее освещения, выборе форм и контрастной палитре. Его полотна представляли собой синтез реальных пейзажей, попыток осмыслить и отразить далекое прошлое и подернутые печалью поэтические грезы об идеале. 

#11
#12

В 1912 году Богаевский создал три панно для особняка коллекционера Михаила Павловича Рябушинского.

После Октябрьской революции художник поступил на работу в Крымский комитет по охране исторических памятников искусства и старины и в 1920-е годы делал для него зарисовки памятников истории и архитектуры. В Народной студии при феодосийской картинной галерее он вел занятия живописью. В 1923 году выпустил автолитографии графической серии «Пейзажи Киммерии». 

#13

Индустриальный пейзаж и возвращение к крымской теме

#14

Персональные выставки художника состоялись в 1927, 1932 и 1938 годах в Феодосии и в 1927 году — в Казани. В 1933 году Богаевский стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

1930-е годы были ознаменованы интересом художника к индустриальному пейзажу. Он побывал в Баку и Мариуполе, на Днепрострое и Донбассе, где собрал большой материал из зарисовок и этюдов для дальнейшей работы.

Смена темы не повлияла на стиль художника: сквозь дым из труб и нефтяные вышки, заводские постройки и городские магистрали индустриальных пейзажей по-прежнему проступало величие и мощь необъятной земли, озаренной светом. Цикл картин «Город будущего», где Богаевский изобразил слияние нового человеческого и древнего природного, пронизан оптимистическим взглядом в грядущее. 

#15
«Донбасс», 1935 год. Воронежский музей им. И.Н. Крамского
#16

В позднем творчестве художник вновь вернулся к излюбленной теме — романтическим и философским пейзажам Киммерии. Стиль его живописи и графики был близок по своей основе символизму. Художник стремился передать собственный образ крымской земли во всем ее величии, торжественности и грусти. Сдержанный колорит и выверенная композиция с частым выбором высокой линии горизонта, отказ от всего мимолетного и случайного придавали его полотнам монументальность и ощущение пребывания вне времени.

Жизнь художника трагически оборвалась 17 февраля 1943 года при бомбардировке оккупированной Феодосии. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%