БИЧУРИН Никита Яковлевич (монашеское имя о. Иакинф) [29.8.1777, с. Акулево Цивильского уезда (ныне д. Типнеры Чебоксарского района) — 11.5.1853, С.-Петербург] — выдающийся учёный, основатель отечеств. синологии. В 1799 окончил Казан. духов. академию и начал преподавать в ней; 18 июля 1800 принял монашеский сан; в июне 1802 получил назначение в Иркутск на должность архимандрита местного Вознесен. монастыря и ректора духов. семинарии. В марте 1806, по обвинению в нарушении монашеского устава, сослан в Тобольск, где занялся изучением историко-этнографич. материала о Китае и народах Сибири и в мае 1807 назначен начальником Русской духов. миссии в Пекине. Находясь в Китае в 1808–21, в совершенстве изучил китайский язык, перевёл ряд китайских трактатов по истории, географии, лингвистике, этике, философии, юриспруденции, астрономии, медицине, сел. хозяйству, составил китайско-рус. и маньчжурско-рус. словари, собрал коллекцию китайских книг и рукописей. Вернувшись в Россию в августе 1821, опубликовал в 1820 — 1-й пол. 1830-х гг. ряд статей и переводов китайских источников по истории, географии и этнографии Китая и Централ. Азии. С ноября 1826 начал службу в Азиатском департаменте Мин-ва иностран. дел. Как представитель последнего, дважды, в 1830–31 и 1835–37, пребывал в погранич. с Китаем г. Кяхта для изучения возможностей развития российско-китайских отношений. Во время первой поездки Б. занимался обучением китайскому языку кяхтин. купцов: 16 мая 1835 открыл в Кяхте первое в России училище для подготовки переводчиков с китайского языка. Преподавание в училище велось на основе разработанной им «Грамматики китайского языка». В 1-й пол. 1840-х гг. из-под пера Б. выходят труды и переводы о населении, административ. делении и управлении, законах, судопроизводстве и сел. хозяйстве в современ. ему Китайской империи. В 1851 издано подготовлен. Б. «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», где собраны почерпнутые из китайских летописей данные о различ. древних племенах, населявших территорию Сибири, Сред. Азии, Туркестана, Монголии, Сред. и Дальнего Востока в последние века до н. э. и первые века н. э. «Собрание…» использовалось в работах по этногенезу многих народов, в т. ч. и чувашей.
Деятельность Б. получила заслужен. признание в России и Европе. В 1828 о. Иакинф был избран членом-корреспондентом Росс. Академии наук; в 1829 — почётным библиотекарем Петербург. публичной библиотеки; в 1831 зачислен в состав Азиатского общества в Париже; четырежды (в 1834, 1839, 1843, 1849) удостаивался Демидовской премии.
В 20 в. жизнь и творчество Б., основоположника отечествен. синологии, внёсшего огромный вклад в изучение языка, истории, культуры многих народов России, Централ. Азии и Китая, стали предметом изучения востоковедов и историков — А.Н. Бернштама, Л.Н. Гумилёва, П.Е. Скачкова, В.Д. Димитриева, П.В. Денисова.
Соч.: Записки о Монголии. СПб., 1828. Т. 1–2.; История первых четырёх ханов из дома Чингисова. СПб., 1829; Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. СПб., 1834; Статистическое описание Китайской империи. СПб., 1834. Ч. 1–2; Китай в гражданском и нравственном состоянии. СПб., 1848. Ч. 1–4 и др.