Шрифт
Цвет
Графика
Бернардо Беллотто
Персона

Бернардо Франческо Паоло Эрнесто Беллотто

Годы жизни: 1721–1780
#2

Итальянский художник Бернардо Беллотто был признанным и востребованным мастером жанра венецианской ведуты — реалистичного и детализированного городского пейзажа.

Творческое наследие знаменитого живописца включает множество пейзажей городов Европы. Больше всего он писал Дрезден, Варшаву, Вену и Рим. Пейзажи Дрездена авторства Беллотто знакомят современного зрителя с утраченным историческим обликом города, а фотографически точные виды Варшавы были использованы для ее восстановления. 

#3

Начало творческого пути и поиск собственного стиля

#4

Родился Бернардо Франческо Паоло Эрнесто Беллотто 30 января 1721 года (по некоторым данным — 1722 года) в Венеции. Он с детских лет увлекался рисованием и с 1735 года обучался живописи под началом своего дяди Джованни Антонио Каналя, более известного под именем Каналетто, — одного из самых знаменитых художников венецианской школы городского пейзажа (ведуты).

В 1742 году начался римский период его жизни после переезда в Вечный город и начала работы над его пейзажами. Во время путешествия по итальянским городам в 1744–1745 годах Беллотто написал новые картины в жанре ведуты. Ранние полотна художника еще несут следы ученичества у Каналетто. В них прослеживается преемственность и усвоенная манера мастера.

Однако молодой Беллотто неутомимо искал собственный стиль и почерк, постепенно старался избавиться от влияния именитого дяди и обрести собственный художественный голос. Значительную роль в этом сыграла неустанная практика и вдохновение от многочисленных поездок и жизни в разных регионах родной Италии.

По приглашению Августа III — короля Польши, Великого князя Литвы и курфюрста Саксонии в 1747 году художник поселился в Дрездене. Там он провел 11 лет и работал над написанием пейзажей Дрездена и Пирны, а также их окрестностей. 

#10
#6

Знаменитый мастер ведуты

#7

Слава о таланте художника распространялась все дальше по городам и странам, и следующим местом на его профессиональном пути стала Вена, где он жил и работал с 1758 по 1761 год. Эрцгерцогиня Австрии и королева Венгрии и Богемии Мария Терезия пригласила Беллотто писать городские памятники и монументы.

После Вены художник отправился в Мюнхен. Баварский двор пригласил его для написания панорамного вида города. В конце 1761 года Беллотто вернулся в Дрезден, где оставался до смерти Августа III. Со сменой монарха талант живописца перестал быть востребованным, и художник решил попытать счастья при дворе Екатерины Великой в Петербурге. Однако на пути его переманил король Польши Станислав Август Понятовский, и с 1764 года Беллотто обосновался в Варшаве, а в 1768 году поступил на службу придворным художником и оставался им до конца жизни.

Из-под кисти живописца вышло множество пейзажей польской столицы и ее окрестностей. Они были созданы специально для экспозиции в Королевском замке, где дополнили полотна итальянского портретиста Марчелло Баччарелли.

Беллотто был не только мастером ведуты, но и художником-декоратором. С 1767 по 1770 годы он занимался росписью Уяздовского замка в Варшаве, резиденции короля Августа II. Эти росписи до наших дней не дошли, они были уничтожены во время реконструкции замка в 1784 году. От декоративного ансамбля осталась лишь небольшая часть проекта — большое живописное полотно, на котором изображен арочный свод с иллюзорной росписью потолка и неба.

В 1769 году Белотто закончил другую масштабную программу — серию из 14 картин с видами древнего и христианского Рима. В этой работе ему помогал сын Лоренцо. Основой для картин стала коллекция офортов (гравюр на металле) «Ведуты Рима». Ее автором был соотечественник Беллотто Джованни Баттиста Пиранези. 

#8
«Церковь Санта Мария Маджоре в Риме», 1769 год. Дальневосточный художественный музей
#9

За 1770–1780-е годы художник написал 26 городских пейзажей Варшавы. Они украсили Панорамный зал Королевского дворца. Годы спустя эти работы были вывезены в Россию, а после возвращения в Польшу и окончания Второй мировой войны они были использованы как детализированные исторические свидетельства для реконструкции прежнего облика разрушенной Варшавы.

В зрелых работах Беллотто не осталось и следа от стилистического влияния Каналетто, однако проявилось его увлечение голландскими живописцами эпохи золотого века, в числе которых были Рембрандт, Ян Вермеер и многие другие выдающиеся художники XVII века. Вдохновение, которое Беллотто черпал у голландцев, выразилось в изображении скоплений облаков, падающих теней и обилии деревьев и зелени. Его палитра стала тяготеть к более холодным цветам, в особенности, серому стального оттенка.

В качестве эксперимента, а также по особому заказу художник создал несколько жанровых полотен на исторические сюжеты о польской знати и королевском дворе.

Позднее творчество Бернардо Беллотто значительно отличается от раннего. Для него характерен непосредственный взгляд на наблюдаемое, стремление к обобщенному изображению фигур людей и животных, способность точно уловить и передать атмосферу места и переход к более теплой цветовой гамме и яркой колористике. Беллотто удалось отточить свой стиль и вдохновить других живописцев на развитие его художественной манеры.

Бернардо Беллотто скончался 17 ноября 1780 года в Варшаве, где и был погребен в подземной крипте Костёла Капуцинов на улице Мёдова. В настоящее время его могила утрачена. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%