Шрифт
Цвет
Графика
Бакст Л.С.
Персона

Бакст Леон Самойлович

Годы жизни: 1866—1924
#2
Лев Бакст прославился как мастер портрета и художник Русских сезонов. Его костюмы и декорации для дягилевских балетов покорили Париж и снова ввели в моду экзотические мотивы. Современники отмечали, что влияние Бакста распространялось не только на дамские наряды, но и на творчество художников того времени.
#3

Ранние годы художника и первые работы

#4
Лев Бакст при рождении получил имя Лейб-Хаим Розенберг. Он появился на свет в 1866 году в белорусском городе Гродно, в семье ортодоксальных евреев. Когда будущий художник был еще ребенком, его семья перебралась в Петербург, к деду мальчика — Пинхусу Розенбергу. Тот долгое время жил в Париже и был там модным портным. Свое чувство вкуса и тягу к прекрасному Розенберг привил и внуку. Будущий художник любил слушать рассказы деда о театре, сам увлекался кукольными постановками и много рисовал.

Родители не поощряли интереса сына к живописи, отец даже выбрасывал его краски. Но в 1883 году юный художник победил в конкурсе на лучший портрет Василия Жуковского: он очень точно скопировал гравюру с изображением поэта. В том же году Лев Розенберг поступил вольнослушателем в Академию художеств, но закончить обучение ему не удалось. Его работа на серебряную медаль — картина «Оплакивание Христа» — оказалась, по мнению педагогов, чересчур новаторской и экспрессивной За юного художника вступился Валентин Серов, но Льва Розенберга все же исключили из Академии. Официальной причиной отчисления стало «плохое зрение» студента.
#6

«Дядя Лева не брезговал никакой рисовальной работой»

#7
Вскоре родители художника развелись, и детям пришлось жить самостоятельно. Лев Розенберг стал искать способы заработка. Племянница художника, Мария Клячко, вспоминала:
#8
Зарабатывали мама и тетя — уроками, младший их брат писал заметки в театральном отделе газеты, а дядя Лева не брезговал никакой рисовальной работой.
#9
Художник создавал на заказ картины, гравюры, книжные и журнальные иллюстрации. Но и учиться он не прекращал — брал уроки у Александра Бенуа, который стал ему не только педагогом, но и близким другом.

В 1889 году Лев Розенберг организовал первую выставку своих работ и тогда же принял решение взять псевдоним — Леон (или Лев) Бакст. Существуют разные версии, откуда взялось это имя. Александр Бенуа писал, что «Левушка дал довольно путаное объяснение — будто он избрал такой псевдоним в память уже почившего своего родственника».
#11
По другой версии, Бакст — урезанная форма девичьей фамилии матери художника, Бакстер. По третьей, такую фамилию носила бабушка художника по материнской линии.
#12

Бакст и «Мир искусства»

#13
С середины 1890-х годов Лев Бакст примкнул к художественному объединению «Мир искусства», которое создали Александр Бенуа и Сергей Дягилев. Бенуа начал выпускать одноименный журнал, а Бакст возглавил художественный отдел редакции. Одновременно он создавал иллюстрации для журналов «Аполлон», «Весы», «Золотое руно».

В 1898 году мирискусники организовали Первую выставку русских и финских художников. В ней участвовали и картины Бакста. 


Помимо иллюстраций для журналов, Лев Бакст писал портреты своих знаменитых современников: Зинаиды Гиппиус, Константина Сомова, Сергея Дягилева, Анны Павловой, Андрея Белого. Одним из его заказчиков был сам император Николай II.
#15

«Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа»

#17
Вскоре Баксту стали поступать предложения о театральной работе: его просили разработать эскизы декораций и костюмов к спектаклям. После балета «Фея кукол» художник стал по-настоящему популярным. Балерина Тамара Карсавина вспоминала:
#16
Страстно любящий все экзотическое, он искрился фантазией, впадая из одной крайности в другую, причем пряный и жестокий Восток вызывал в нем такое же восхищение, что и спокойная, равнодушная античность.
#18
В 1909 году Сергей Дягилев привез в Париж балетную труппу Русские сезоны — это был уже второй приезд артистов. Оформлением многих постановок занимался тогда Лев Бакст. Балет «Клеопатра» произвел в Париже фурор, и всеобщая любовь окутала Бакста. Поэт Максимилиан Волошин писал:
#19
Насколько Бакст всегда казался одиноким и неуместным на русских выставках со своей чересчур изысканной элегантностью… настолько он кажется здесь вполне у себя. Бакст… сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках.
#20
Кроме «Клеопатры» Лев Бакст оформлял и другие балеты Дягилева: «Шехеразада», «Карнавал», «Жар-птица», «Послеполуденный отдых фавна», «Дафнис и Хлоя», «Нарцисс».
#21

Изгнание и долгая болезнь

#22
В 1912 году Льву Баксту официально запретили жить в Петербурге: вышел новый закон, по которому евреям следовало покинуть столицу. Художник переехал в Париж, где продолжал писать картины и создавать декорации для театральных постановок. С Сергеем Дягилевым он работал до 1918 года.

В то же время Бакст стал часто и сильно болеть — настолько, что вскоре уже не мог жить один, ему требовался уход. 27 декабря 1924 года художник скончался. Незадолго до смерти он получил высшую награду Франции — орден Почетного легиона.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%