Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа — выдающийся французский художник-постимпрессионист из аристократического рода Тулуз-Лотрек, один из наиболее заметных художников в жанре рекламного плаката. Внушительную часть своего времени художник проводил в ночных увеселительных заведениях района Монмартр в Париже, в том числе в знаменитом кабаре «Мулен Руж», и его работы, изображающие эти места, отражают действительность парижской жизни конца XIX века. Именно Лотрек внес серьезный вклад в продвижение нового искусства в массы — его творчество по созданию художественных афиш было необычайно востребовано, а также в определенной степени предвосхитило появление поп-арта.
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа
Ранние годы и становление художника
Фамилия художника свидетельствует об его аристократическом происхождении. Он родился в 1864 году в семье потомков графов и виконтов. Его родители вступили в кровнородственный брак: они приходились друг другу троюродными братом и сестрой.
Из-за такого кровосмешения Анри унаследовал генетическое заболевание — у него было нарушение формирования костей, при котором они оставались аномально хрупкими на протяжении всей жизни. Вследствие этого, будучи подростком, он дважды ломал ноги. А затем практически перестал расти. Именно этим объясняется дефект внешности художника, а именно различия в пропорциях тела — соответствующий взрослому человеку торс и короткие детские ноги. Анри был ростом всего 152 см. Передвигаться он мог только с помощью трости.
С ранних лет мальчик посещал ярмарки и цирк, главным образом, благодаря отцу, любящему развлечения. Это стало отправной точкой для развития темы развлекательных, увеселительных заведений в творчестве художника. В результате именно она стала главной, стержневой темой всего творчества, над которой он работал до самой смерти.
Уже в 8-летнем возрасте Анри начал работать над первыми карикатурами. Он начал делать первые шаги по тяжелому пути в мир живописи, обучаясь у друга семьи, художника Рене Принсто, который учился в Высшей национальной школе изящных искусств. Принсто обожал изображать животных — собак и лошадей, что передалось и Анри. Он тщательно выписывал животных, при этом искажая образы всадников, — как предполагают искусствоведы, в силу собственного физического дефекта.
В 1882 году Анри приехал в Париж, поступил в мастерскую художника Леона Бонна, а затем в студию Фернана Кормона. Двумя годами позже обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. В 1886 году он познакомился с Винсентом Ван Гогом, который, наряду с такими художниками-импрессионистами как Поль Сезанн, Эдгара Дега и Эдуард Мане, оказал значительное влияние на его творчество.
Жизнь и творчество в Париже
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа наиболее известен рекламными афишами, изображающими танцовщиц кабаре. Его работы для легендарного парижского кабаре «Мулен Руж» заставили заговорить о нем общественность и принесли ему небывалую популярность. Владельцы самых разных заведений хотели заполучить афиши его авторства.
В общей сложности же за свою жизнь Тулуз-Лотрек написал порядка тридцати афиш, в которые он вложил всю силу и страсть своего дарования. Мастерски владея средствами живописи — цветом, линией, композицией, он с ювелирной точностью передает сущность личности портретируемого. Его работы отличаются необыкновенной декоративностью.
Как и большинство импрессионистов, Тулуз-Лотрек предпочитал писать с натуры, непосредственно на месте событий. Но, в отличие от того же большинства импрессионистов, его интересовала прежде всего фривольная ночная жизнь обычных людей Парижа, а не сцены досуга высшего общества.
Певица Иветта Гильбер, танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный — вот лишь некоторые известные персоны, которые были увековечены художником на афишах в качестве моделей.
За свою весьма непродолжительную, но насыщенную творческую жизнь, Тулуз-Лотрек создал 5084 рисунка, 737 картин, 363 гравюры и плаката, 275 акварелей, несколько керамик и витражей. В 1895–1896 годах работы Анри Мари Раймона де Тулуз-Лотрек-Монфа экспонировались в «Салоне независимых» (Гран Пале, Париж) и на выставках общества «Свободная эстетика» в Бельгии.
При жизни художника состоялись две его персональные выставки, организованные при его непосредственном участии: в 1896 году в Париже, в 1898 году в Лондоне соответственно.
В молодости, а затем и в зрелые годы художник вёл беспечный, беспорядочный и даже развязный образ жизни, любил проводить время в кабаре и употреблял много алкоголя, который, к слову, носил всегда при себе, выдолбив под него полость в прогулочной трости.
Анри де Тулуз-Лотрек скончался в Париже в 1901 году, не дожив пару месяцев до своего 37-летия.