Николай Павлович Акимов — театральный режиссер, декоратор, художник-график, педагог. Николая Акимова называют одним из самых видных культурных деятелей ленинградской художественной жизни своего времени. Именно благодаря его уникальной личности Театр Комедии на Невском приобрел самобытность и выделился среди других театральных коллективов. А его плакаты и афиши стали классикой советского и мирового театра.
Акимов Николай Павлович
«Мир искусства», книжная графика и театры малых форм
Николай Павлович Акимов родился 3 (16) апреля 1901 года в Харькове, где его отец работал железнодорожным служащим. В 1910 году Павел Акимов получил место в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги — вся семья переехала в Петербург. Николай Павлович любил рисовать с детства, в 13 лет начал посещать вечерние классы в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников. В 1916–1918 годах Акимов занимался в Новой художественной мастерской, созданной М.В. Добужинским, В.И. Шухаевым, А.Е. Яковлевым — членами художественного объединения «Мир искусства».
Отец Николая Павловича умер в 1918 году, молодой художник был вынужден прервать учебу. Сначала Акимов устроился на работу в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта, но из-за нехватки денег уехал в Харьков. Там Акимов преподавал на Высших курсах политпросветработников, оформлял спектакли, участвовал в художественных выставках. В 1922 году он вернулся на художественную сцену Петрограда и через год поступил во ВХУТЕМАС. В 1920-е годы Акимов проявил себя как остроумный график и иллюстратор. Он сблизился с Николаем Евреиновым — теоретиком театра и драматургом, руководителем нашумевшей театрализованной постановки «Взятие Зимнего дворца». Евреинов познакомил Акимова со многими режиссерами, художниками и издателями.
Режиссерский дебют: «кошмар для шекспироведов»
Первая самостоятельная режиссерская работа Акимова — спектакль «Гамлет» — был поставлен в 1932 году в московском Театре имени Евгения Вахтангова. Премьера произвела фурор: театральная Москва 1930-х годов не приняла видение Николая Павловича. Режиссера ругали за «толстого, рыхлого Гамлета» и «пьяную Офелию».
Спустя годы на Первой Всесоюзной режиссерской конференции в 1939 году спектакль называли ярким примером чуждого театрального искусства. Акимов согласился с критиками и публично признал «неправильность» своего Гамлета, однако, как вспоминали его друзья, не отрекся от него.
Театр Комедии и акимовская «К»
Несмотря на скандальный дебют в 1935 году Николай Павлович возглавил Ленинградский театр сатиры и комедии на Невском проспекте, тогда находившийся на пороге закрытия. Акимов сумел в кратчайшие сроки вернуть жизнь в театр, вскоре акимовские постановки стали визитной карточкой Ленинграда. Здесь он нашел свое призвание: тонкий ум и оригинальное режиссерское видение вкупе с яркими декорациями сделали его театр одним из лучших в стране.
Началось тесное творческое сотрудничество с Евгением Шварцем. Драматург написал пьесы «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо» специально для акимовского театра, который получил новое имя — Ленинградский Театр Комедии. Слово «Комедия» в названии вопреки нормам русского языка стало писаться с заглавной буквы. Акимовскую «К» зрители легко узнавали на афишах, плакатах и программках.
В театр пришли артисты Елена Юнгер, Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Владимир Усков. Все они стали театральными легендами. Их называли «акимовскими» актерами. Акимов сотрудничал с литераторами Михаилом Зощенко и Михаилом Лозинским, режиссерами Григорием Козинцевым и Сергеем Юткевичем. Акимовские постановки «Валенсианской вдовы», «Собаки на сене», «Школы злословия», «Тени» и «Опасного поворота» завоевали зрительскую любовь на долгие годы.
Обвинения в «формализме» и возвращение в театр
Во время Великой
Отечественной войны весь театр был эвакуирован в Сталинабад (ныне Душанбе). Акимов
продолжал руководить театром и ставить постановки. В конце 1940-х, когда в
стране началась борьба с космополитизмом, Николая
Павловича обвинили в «западничестве» и «формализме». Он был вынужден уйти из театра в августе 1949 года.
Акимов был назначен главным режиссером Нового театра в Ленинграде в 1951 году. Как и в случае с Ленинградским театром сатиры и комедии, Новый театр переживал кризис, Николаю Павловичу удалось вдохнуть новую жизнь в театральные постановки. Его сатирические спектакли «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1953) и «Дело» А.В. Сухово-Кобылина (1955) были тепло встречены как критиками, так и публикой. В 1954 году Николай Павлович стал преподавателем в Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Он основал художественно-постановочное отделение института.
Режиссер смог вновь вернуться в родной Театр Комедии в 1956 году. Первым спектаклем после возвращения стала постановка «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца. Николай Павлович изменил репертуар театра, стиль и декорации, даже актерский подход труппы. Акимов оформил и поставил следующие спектакли: «Остров мира» Е. Петрова, «Школа злословия» Р. Шеридана, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Тень» Е. Шварца, «Звонок в пустую квартиру» Д. Угрюмова и многие другие. В 1967 году театру присвоили звание «академический».
Николай Павлович умер 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве. Он был похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.
С 1986 года Театр Комедии носит имя Николая Павловича Акимова. Графические работы Николая Павловича хранятся во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, в других музеях России, а также в частных коллекциях.