Шрифт
Цвет
Графика
Акимов Н.П.
Персона

Акимов Николай Павлович

Годы жизни: 1901–1968
#4

Николай Павлович Акимов — театральный режиссер, декоратор, художник-график, педагог. Николая Акимова называют одним из самых видных культурных деятелей ленинградской художественной жизни своего времени. Именно благодаря его уникальной личности Театр Комедии на Невском приобрел самобытность и выделился среди других театральных коллективов. А его плакаты и афиши стали классикой советского и мирового театра.

#2

«Мир искусства», книжная графика и театры малых форм

#3

Николай Павлович Акимов родился 3 (16) апреля 1901 года в Харькове, где его отец работал железнодорожным служащим. В 1910 году Павел Акимов получил место в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги — вся семья переехала в Петербург. Николай Павлович любил рисовать с детства, в 13 лет начал посещать вечерние классы в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников. В 1916–1918 годах Акимов занимался в Новой художественной мастерской, созданной М.В. Добужинским, В.И. Шухаевым, А.Е. Яковлевым — членами художественного объединения «Мир искусства».

Отец Николая Павловича умер в 1918 году, молодой художник был вынужден прервать учебу. Сначала Акимов устроился на работу в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта, но из-за нехватки денег уехал в Харьков. Там Акимов преподавал на Высших курсах политпросветработников, оформлял спектакли, участвовал в художественных выставках. В 1922 году он вернулся на художественную сцену Петрограда и через год поступил во ВХУТЕМАС. В 1920-е годы Акимов проявил себя как остроумный график и иллюстратор. Он сблизился с Николаем Евреиновым — теоретиком театра и драматургом, руководителем нашумевшей театрализованной постановки «Взятие Зимнего дворца». Евреинов познакомил Акимова со многими режиссерами, художниками и издателями.

Николай Павлович проиллюстрировал множество книг, выпущенные издательством Academia, в том числе собрания сочинений Анри де Ренье и Жюля Ромэна. В это же время Акимов, выступая в качестве сценографа, начал сотрудничать с театрами «малых форм», например, с театром «Вольная комедия», а также с театрами-кабаре «Балаганчик» и «Карусель». Декорации Акимова и его уникальный стиль — склонность к сюрреализму, острой иронии, контрасту и гиперболе — быстро покорили публику.
#5

Режиссерский дебют: «кошмар для шекспироведов»

#6

Первая самостоятельная режиссерская работа Акимова — спектакль «Гамлет» — был поставлен в 1932 году в московском Театре имени Евгения Вахтангова. Премьера произвела фурор: театральная Москва 1930-х годов не приняла видение Николая Павловича. Режиссера ругали за «толстого, рыхлого Гамлета» и «пьяную Офелию».

В книге «Свидетельство» Соломона Волкова, которую он издал в 1979 году в качестве записанных им воспоминаний Шостаковича, постановка Акимова описывается как «кошмар для шекспироведов»:
#7
…концепция не отдавала реакционной мистикой. Напротив, она испускала здоровый запах алкоголя. Поскольку Гамлет, согласно Акимову, — веселый, энергичный и деятельный человек, не дурак выпить. На самом деле, в этой уникальной версии не было никого, кто бы не грешил этим. Пили все: Гертруда, Клавдий, Полоний и даже Офелия. По версии Акимова, Офелия утонула спьяну.
#8

Спустя годы на Первой Всесоюзной режиссерской конференции в 1939 году спектакль называли ярким примером чуждого театрального искусства. Акимов согласился с критиками и публично признал «неправильность» своего Гамлета, однако, как вспоминали его друзья, не отрекся от него.

#10

Театр Комедии и акимовская «К»

#11

Несмотря на скандальный дебют в 1935 году Николай Павлович возглавил Ленинградский театр сатиры и комедии на Невском проспекте, тогда находившийся на пороге закрытия. Акимов сумел в кратчайшие сроки вернуть жизнь в театр, вскоре акимовские постановки стали визитной карточкой Ленинграда. Здесь он нашел свое призвание: тонкий ум и оригинальное режиссерское видение вкупе с яркими декорациями сделали его театр одним из лучших в стране.

Началось тесное творческое сотрудничество с Евгением Шварцем. Драматург написал пьесы «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо» специально для акимовского театра, который получил новое имя — Ленинградский Театр Комедии. Слово «Комедия» в названии вопреки нормам русского языка стало писаться с заглавной буквы. Акимовскую «К» зрители легко узнавали на афишах, плакатах и программках.

В театр пришли артисты Елена Юнгер, Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Владимир Усков. Все они стали театральными легендами. Их называли «акимовскими» актерами. Акимов сотрудничал с литераторами Михаилом Зощенко и Михаилом Лозинским, режиссерами Григорием Козинцевым и Сергеем Юткевичем. Акимовские постановки «Валенсианской вдовы», «Собаки на сене», «Школы злословия», «Тени» и «Опасного поворота» завоевали зрительскую любовь на долгие годы. 

#12

Обвинения в «формализме» и возвращение в театр

#13

Во время Великой Отечественной войны весь театр был эвакуирован в Сталинабад (ныне Душанбе). Акимов продолжал руководить театром и ставить постановки. В конце 1940-х, когда в стране началась борьба с космополитизмом, Николая Павловича обвинили в «западничестве» и «формализме». Он был вынужден уйти из театра в августе 1949 года.

Акимов был назначен главным режиссером Нового театра в Ленинграде в 1951 году. Как и в случае с Ленинградским театром сатиры и комедии, Новый театр переживал кризис, Николаю Павловичу удалось вдохнуть новую жизнь в театральные постановки. Его сатирические спектакли «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1953) и «Дело» А.В. Сухово-Кобылина (1955) были тепло встречены как критиками, так и публикой. В 1954 году Николай Павлович стал преподавателем в Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Он основал художественно-постановочное отделение института.

Режиссер смог вновь вернуться в родной Театр Комедии в 1956 году. Первым спектаклем после возвращения стала постановка «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца. Николай Павлович изменил репертуар театра, стиль и декорации, даже актерский подход труппы. Акимов оформил и поставил следующие спектакли: «Остров мира» Е. Петрова, «Школа злословия» Р. Шеридана, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Тень» Е. Шварца, «Звонок в пустую квартиру» Д. Угрюмова и многие другие. В 1967 году театру присвоили звание «академический».

Николай Павлович умер 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве. Он был похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.

С 1986 года Театр Комедии носит имя Николая Павловича Акимова. Графические работы Николая Павловича хранятся во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, в других музеях России, а также в частных коллекциях.

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%