12
Еврейский музей и Центр толерантности
#10
Еврейский музей и центр толерантности: от идеи к воплощению
#4
#2
Идея создания Еврейского музея принадлежит Федерации Еврейских Общин России (ФЕОР), а именно Александру Моисеевичу Бороде, Боруху Горину и главному раввину России Берлу Лазару.
Первоначально, в заявке на получение дополнительного участка земли, которую ФЕОР отправил в правительство Москвы, речь шла не о музее как таковом, а об образовательном центре с широким спектром возможностей.
Планировалось, что это должна быть институция в формате «edutainment», в которой посетители смогут знакомиться с фактами истории российского еврейства, в том числе в развлекательном формате.
Несомненное преимущество формата «edutainment» — активное использование медиатехнологий, которые позволяют расширить границы музея, наполнив его большим количеством информации, и обеспечить ее регулярное пополнение без реконструкции выставочного пространства.
Вместе с тем, перед создателями проекта стояла задача сформировать цельное знание для презентации в постоянной экспозиции. Для этого необходимо было на академическом уровне систематизировать разрозненные фрагменты истории российского еврейства.
«Нам важно было создать не просто хранилище знаний о давно минувших днях, но постоянно развивающийся культурный центр — музей прошлого, настоящего и будущего, эволюционирующий, обретающий новые формы», — поясняет концепцию музея один из его основателей и генеральный директор Александр Моисеевич Борода.
Первоначально, в заявке на получение дополнительного участка земли, которую ФЕОР отправил в правительство Москвы, речь шла не о музее как таковом, а об образовательном центре с широким спектром возможностей.
Планировалось, что это должна быть институция в формате «edutainment», в которой посетители смогут знакомиться с фактами истории российского еврейства, в том числе в развлекательном формате.
Несомненное преимущество формата «edutainment» — активное использование медиатехнологий, которые позволяют расширить границы музея, наполнив его большим количеством информации, и обеспечить ее регулярное пополнение без реконструкции выставочного пространства.
Вместе с тем, перед создателями проекта стояла задача сформировать цельное знание для презентации в постоянной экспозиции. Для этого необходимо было на академическом уровне систематизировать разрозненные фрагменты истории российского еврейства.
«Нам важно было создать не просто хранилище знаний о давно минувших днях, но постоянно развивающийся культурный центр — музей прошлого, настоящего и будущего, эволюционирующий, обретающий новые формы», — поясняет концепцию музея один из его основателей и генеральный директор Александр Моисеевич Борода.
#5
Форма
#6
Территория, выделенная под музей правительством Москвы, находилась вблизи от уже построенного к тому моменту Московского еврейского общинного центра. Это был Бахметьевский автобусный парк, основной гараж которого, площадью около 8500 кв. м., был построен в 1927-м году по проекту великого русского конструктивиста Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова.
Названием парк обязан улице, на которой он находился — бывшей Бахметьевской, ныне улице Образцова. Общине его передали в январе 2001-го года, через два года после вывода оттуда транспортного хозяйства.
К моменту передачи здание находилось в плачевном состоянии: местами отсутствовала кровля, внутри царил разгром, характерный для заброшенных производственных помещений.
Сложившаяся ситуация ставила новые задачи перед Федерацией Еврейских Общин России: восстановить здание Бахметьевского гаража и «вписать» музей в исторический облик памятника российского конструктивизма.
Осуществить реставрацию предложили благотворительному Фонду развития и поддержки искусства «Айрис», основанному Дарьей Жуковой. Была проведена санация земли, к гаражу подвели необходимые инженерные коммуникации. В обновленном здании бывшего автобусного парка летом 2008 открылся Центр современной культуры «Гараж».
Тем временем был объявлен закрытый конкурс на проект реконструкции здания гаража для придания ему облика современного культурного центра. К участию в конкурсе пригласили Даниэля Либескинда (автора Еврейских музеев Берлина и Сан-Франциско), бюро Diller Scofidio + Renfro (авторов парка Хайлайн в Нью-Йорке), англичанина Дэвида Чипперфильда и других известных архитекторов. Каждый из них по-своему видел будущее соавторство с конструктивистом Константином Мельниковым: предлагались пристройки, надстройки, «стеклянные колпаки», эскалаторы, возносившие посетителей к новым помещениям через окна в оригинальной крыше, насыщение музея сложной пространственной символикой. Проведенный в начале 2000-х тендер в соревновании с BRC Imagination Arts и Jack Rouse Assosiates выиграла концепция компании The Hettema Group. Однако, переход на следующий проектный этап задержался, и компания переключилась на другую работу. Следы первоначальной концепции прослеживаются и в сегодняшней планировке музея, но в окончательном варианте Еврейский музей в гораздо меньшей степени напоминает аттракцион, чем могло бы быть, в случае реализации проекта The Hettema Group.
В 2009 году бюро Graft Lab публикует окончательный проект музея. Согласно ему, гараж оставался нетронутым, и изменениям должен был подвергнуться лишь рельеф пола — для того, чтобы создать сложный сценарий движения посетителя и продемонстрировать перипетии судьбы еврейского народа в России.
Проанализировав множество предложений архитекторов, создатели концепции музея приняли решение, что воплощением замысла будет руководить компания Ralph Appelbaum Associates
Названием парк обязан улице, на которой он находился — бывшей Бахметьевской, ныне улице Образцова. Общине его передали в январе 2001-го года, через два года после вывода оттуда транспортного хозяйства.
К моменту передачи здание находилось в плачевном состоянии: местами отсутствовала кровля, внутри царил разгром, характерный для заброшенных производственных помещений.
Сложившаяся ситуация ставила новые задачи перед Федерацией Еврейских Общин России: восстановить здание Бахметьевского гаража и «вписать» музей в исторический облик памятника российского конструктивизма.
Осуществить реставрацию предложили благотворительному Фонду развития и поддержки искусства «Айрис», основанному Дарьей Жуковой. Была проведена санация земли, к гаражу подвели необходимые инженерные коммуникации. В обновленном здании бывшего автобусного парка летом 2008 открылся Центр современной культуры «Гараж».
Тем временем был объявлен закрытый конкурс на проект реконструкции здания гаража для придания ему облика современного культурного центра. К участию в конкурсе пригласили Даниэля Либескинда (автора Еврейских музеев Берлина и Сан-Франциско), бюро Diller Scofidio + Renfro (авторов парка Хайлайн в Нью-Йорке), англичанина Дэвида Чипперфильда и других известных архитекторов. Каждый из них по-своему видел будущее соавторство с конструктивистом Константином Мельниковым: предлагались пристройки, надстройки, «стеклянные колпаки», эскалаторы, возносившие посетителей к новым помещениям через окна в оригинальной крыше, насыщение музея сложной пространственной символикой. Проведенный в начале 2000-х тендер в соревновании с BRC Imagination Arts и Jack Rouse Assosiates выиграла концепция компании The Hettema Group. Однако, переход на следующий проектный этап задержался, и компания переключилась на другую работу. Следы первоначальной концепции прослеживаются и в сегодняшней планировке музея, но в окончательном варианте Еврейский музей в гораздо меньшей степени напоминает аттракцион, чем могло бы быть, в случае реализации проекта The Hettema Group.
В 2009 году бюро Graft Lab публикует окончательный проект музея. Согласно ему, гараж оставался нетронутым, и изменениям должен был подвергнуться лишь рельеф пола — для того, чтобы создать сложный сценарий движения посетителя и продемонстрировать перипетии судьбы еврейского народа в России.
Проанализировав множество предложений архитекторов, создатели концепции музея приняли решение, что воплощением замысла будет руководить компания Ralph Appelbaum Associates
#7
Содержание
#8
Базирующаяся в Нью-Йорке компания Ralph Appelbaum Associates (RAA) выполнила проект мемориала Холокоста и Музея новостей в Вашингтоне, музея транспорта в Лондоне и еще многих других культурных институций по всему миру.
Прежде чем приступить к работе над проектом музея, агентство RAA исследовало интерес российской культурной общественности к различным музейным форматам, а также провело большую аналитическую работу для понимания специфики московского и российского контекста.
В то же время для работы с информацией Аппельбаум собрал представительный интернациональный экспертный совет. В него вошли: россиянин профессор Олег Будницкий (директор Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства), американец профессор Натан Меир (стипендиат фонда Лорри Локи, доцент Программы семьи Гарольда Шнитцера по иудаике в Портлендском университете штата Орегон), израильтянин доктор Джонатан Декель-Хена (старший преподаватель Еврейского университета и директор Исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства) и многие другие. За качество работы экспертного совета отвечал председатель научно-исследовательской группы профессор Бенджамин Натанс (стипендиат фонда Рональда С. Лаудера, адъюнкт-профессор истории Пенсильванского университета).
Работа по сбору и сортировке материала велась более десяти лет. За это время в России открылись несколько ранее недоступных советских архивов, что позволило сделать экспозицию гораздо богаче, чем она могла бы быть в начале 2000-х. Впервые история российского еврейства обрела достаточно объективную цельную форму.
Спектр специализаций вовлеченных в процесс исследователей позволил обойтись без оценочных акцентов в экспозиции. На протяжении всей работы собиралась коллекция еврейских артефактов, которые теперь украшают музей. Около десяти команд на разных этапах продумывали, как сформулировать весь собранный материал в действительно многослойное повествование, которое было бы интересно посетителям с разной глубиной личного знания и эмоциональной вовлеченности.
Прежде чем приступить к работе над проектом музея, агентство RAA исследовало интерес российской культурной общественности к различным музейным форматам, а также провело большую аналитическую работу для понимания специфики московского и российского контекста.
В то же время для работы с информацией Аппельбаум собрал представительный интернациональный экспертный совет. В него вошли: россиянин профессор Олег Будницкий (директор Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства), американец профессор Натан Меир (стипендиат фонда Лорри Локи, доцент Программы семьи Гарольда Шнитцера по иудаике в Портлендском университете штата Орегон), израильтянин доктор Джонатан Декель-Хена (старший преподаватель Еврейского университета и директор Исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства) и многие другие. За качество работы экспертного совета отвечал председатель научно-исследовательской группы профессор Бенджамин Натанс (стипендиат фонда Рональда С. Лаудера, адъюнкт-профессор истории Пенсильванского университета).
Работа по сбору и сортировке материала велась более десяти лет. За это время в России открылись несколько ранее недоступных советских архивов, что позволило сделать экспозицию гораздо богаче, чем она могла бы быть в начале 2000-х. Впервые история российского еврейства обрела достаточно объективную цельную форму.
Спектр специализаций вовлеченных в процесс исследователей позволил обойтись без оценочных акцентов в экспозиции. На протяжении всей работы собиралась коллекция еврейских артефактов, которые теперь украшают музей. Около десяти команд на разных этапах продумывали, как сформулировать весь собранный материал в действительно многослойное повествование, которое было бы интересно посетителям с разной глубиной личного знания и эмоциональной вовлеченности.
Музей был открыт 11 ноября 2012 года. В результате долгой и кропотливой работы был создан большой образовательный комплекс, помимо постоянной экспозиции, включающий в себя Центр толерантности, Центр авангарда, детский, исследовательский и образовательный Центры, а также пространство для временных экспозиций. Первым проектом стала экспозиция «Ле Корбюзье — архитектор книги», представившая оригинал созданной знаменитым швейцарцем «Поэмы прямого угла». С большим успехом прошли такие знаковые выставки, как «Везде чужие» (из коллекции фонда Pomeranz collection), «Performance Now» совместно с ICI и PERFORMA, «Энди Уорхол: 10 знаменитых евреев ХХ века» при поддержке Фонда семьи Блаватник и «Авангард и Авиация». Уже с 2011 года в музей стали поступать дары: начиная от личных переписок времен Великой Отечественной войны, и заканчивая оригиналом легендарного фотоснимка Евгения Халдея «Знамя победы над рейхстагом». При содействии президента России Владимира Путина в музей была перенесена библиотека Шнеерсона — коллекция древнееврейских книг и рукописей, собранных любавическим раввином Йозефом Ицхаком Шнеерсоном, долгое время находившаяся в фондах Российской государственной библиотеки.
читать дальшескрыть
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Адрес
Открыть в приложении
Поделиться