История нашего города с ее славными и трагическими страницами неразрывно связана с тысячами человеческих судеб. В судьбе отдельных людей Инта имеет огромное значение. Для киносценаристов Валерия Фрида и Юлия Дунского Инта стала источником их творчества всю дальнейшую жизнь. Интинцами они стали не по своей воле.
Коренные москвичи Фрид и Дунский дружили с детства. Вместе после окончания школы поступили во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии). Это было в роковом 1941 году. Когда началась война, оба просились на фронт добровольцами. Из-за плохого зрения обоих не взяли. Продолжая учиться, они вместе с другими студентами ездили рыть окопы под Москвой и Смоленском, дежурили на крышах домов во время налетов немецких самолетов.
Зимой 1943/44 г. они часто собирались старой довоенной компанией на квартире друзей — Лены Бубновой и Володи Сулимова. Среди обычных юношеских разговоров поднималась и новая тема — о виновности или невиновности своих родителей, объявленных «врагами народа». Хмуро размышлял вернувшийся с войны после тяжелого ранения Володя Сулимов, сын расстрелянного в 1938 г. Предсовнаркома РСФСР, о невиновности отца и еще многих других. Пылко возражала ему Лена Бубнова, дочь расстрелянного в том же 1938 г. Наркома Просвещения РСФСР: «Мы не можем знать, не знаем всей правды о наших отцах». Эти молодые ребята еще не знали всей правды об отцах, о себе и о жизни, но в их рассуждениях появилось сомнение. Этого было достаточно, чтобы по ложному доносу обвинить группу молодых людей в создании организации, имевшей целью покушение на жизнь руководителя партии и правительства — Сталина. Нелепость выдуманного сценария о создании организации, да еще террористической, не спасла от ареста. К различному сроку лишения свободы — от 10 до 25 лет — было приговорено 12 человек. Валерий Фрид и Юлий Дунский получили по 10 лет лишения свободы с последующей пожизненной ссылкой за «участие» в этой организации.
Долгое время, пока шло следствие, верили, что без вины не осудят. И лишь годы спустя поняли, в чем вина их поколения. Поколения, осмелившегося на сомнения. Тоталитарная система этого не допускала.
По счастливому везению Фрид и Дунский встретились в Инте. Теперь это уже были заключенный «Н-71» и заключенный «К-963». И все остальные годы — в радости, в лишениях — вместе. В Минлаге Инты они узнали много замечательных людей. И в этом нет ничего удивительного. Массовые репрессии прошлись по лучшим людям страны. Здесь они подружились с Ярославом Смеляковым, имевшим 25-летний срок. Знаменитый поэт внушал уважение своей независимостью. Но стихи читал осторожно — жизнь заставила замкнуться. Здесь же познакомились с Алексеем Каплером, имевшим большой авторитет кинорежиссера. Многие из тех, с кем свела судьба в Инте, на долгие годы остались их друзьями. По злой воле оказавшись по ту сторону колючей проволоки с уголовными преступниками, даже в этих нечеловеческих обстоятельствах эти люди оставались людьми.
В 1954 г. после отбытия 10-летнего срока заключения Фрид и Дунский были выведены «на вечное поселение» в Инте. Жизнь предстояла долгая, поэтому они решили купить себе небольшой домик. Хотелось иметь свой угол, где можно отдохнуть душой, встретиться с друзьями. А возможность купить свой домик представлялась не каждому. После смерти Сталина значительная часть заключенных после пересмотра дел освобождалась, но без права выезда из Инты. Это резко увеличило вольное население города, жилья не хватало. Можно было жить в общежитиях, то есть опустевших в 1954-55 годах лагерных бараках, но очень уж не хотелось.
На улице Угольная, 14 продавался недорогой домик. Правда, доски пола лежали прямо на мху, каркасно-засыпные стены были обиты дощечками от ящиков и наспех отштукатурены. Тем не менее, не имея ничего лучшего, друзья выложили за него 4000 рублей старыми деньгами и торжественно переселились. А так как в доме не было даже печки, то обогревали комнату нехитрым сооружением под названием «крокодил» — спираль, обтянутая вокруг асбестовой трубы.
Сюда, в этот маленький домик, любил приходить, а, вернее, забегать Ярослав Смеляков. В эти годы режим в лагерях несколько смягчился. Пользуясь этим послаблением, Ярослав Смеляков, который еще не был освобожден, мог позволить себе иногда зайти к друзьям. Однажды, засидевшись у них дольше обычного, он вынужден был бежать бегом на свой лагпункт, чтобы успеть к вечерней проверке. Фрид и Дунский бежали вместе с ним, чтобы в случае необходимости хоть как-то поддержать друга. Отсутствие на проверке приравнивалось к побегу. Тогда все закончилось благополучно. А много лет спустя Валерий Фрид рассказал этот случай как забавный эпизод режиссеру Эльдару Рязанову, и Рязанов включил эту сцену в свой фильм «Вокзал для двоих».
Наметившиеся либеральные преобразования после смерти Сталина внесли счастливые изменения и в жизнь Фрида и Дунского. В 1956 г. они были реабилитированы и получили разрешение выехать в Москву. Этого дня они ждали долгих 12 лет.
В этом же счастливом для них 1956 году они защитили Вгиковский диплом. Их дипломной работой стал киносценарий «Комиссар шахты», который был написан друзьями еще в Инте. Очень хотелось поставить фильм о том, что пережили сами, о тех переменах, которые произошли в стране, о том, какую надежду вселяли в людей начавшиеся перемены.
Прототипом героя киносценария стал человек, которого Фрид и Дунский близко знали в Инте. Поражал характер этого человека, приехавшего на север после окончания Ленинградского горного института. Молодой коммунист, свято веривший в идеалы партии, удивлялся, что в жизни не все так, как должно быть. Но, ничего не боясь, отстаивал справедливость. Именно такого человека «нового времени», каким был Михаил Шварц, инженер шахты 13/14, хотелось показать в фильме. Его популярность среди шахтеров была велика. Будучи прекрасным горным специалистом, Шварц умело организовал спасательные работы во время аварии на шахте, когда пошел плывун с образованием большой воронки на поверхности. Эти подлинные события, произошедшие в Инте на шахте 13/14 в 1954 г., и легли в основу киносценария «Комиссар шахты».
Несмотря на новые веяния, авторы киносценария понимали, что фильм об истинных строителях шахт — заключенных, ни одна комиссия не разрешит. И действительно, при проверке сценария все, что относилось к Инте «лагерной», было вычеркнуто. Ценой такой уступки фильм был допущен к производству.
По настоянию Фрида и Дунского снимать фильм приехали в Инту. Это было уже в 1957 г. Впервые на интинских улицах появились декорации, киносъемочная аппаратура, артисты. Фильм, снятый по киносценарию «Комиссар шахты», получил название «Случай на шахте 8». Снимал фильм молодой режиссер Владимир Басов. В главных ролях ныне популярные, а в те годы — начинающие артисты: Николай Боголюбов, Наталья Фатеева, Анатолий Кузнецов. Интинцам представилась возможность участвовать в массовых сценах на съемках фильма.
После того, как фильм был снят, его должен был принять комитет по кинематографии. Высказывались о фильме и положительно, и отрицательно; упрекали, что в фильме недостаточно ярко показана роль коммунистов. Было принято решение показать фильм шахтерам и провести опрос среди зрителей. И вновь Фрид и Дунский в Инте — привезли на суд интинцев фильм «Случай на шахте 8». Во время просмотра фильма интинцы узнавали не только знакомые улицы и дома. В героях фильма узнавали своих земляков. Никаких сомнений, что в образе главного героя показан Михаил Шварц, ни у кого не возникло. И этому радовались. Фильм был близок интинским шахтерам. Благодаря положительным отзывам, привезенным из Инты, фильм был выпущен на экран.
«Случай на шахте 8» — первый совместный фильм по сценариям Фрида и Дунского. Они так и продолжали писать вместе.
Одной из наиболее удачных своих работ и Фрид, и Дунский считают фильм «Жили-были старик со старухой». Снимался он тоже в Инте в 1964 г. Этот кинофильм — бытовая драма, действия которой развернулись в шахтерском поселке. Многие эпизоды фильма — из жизни авторов. Прототипом главного героя — Григория Ивановича Гусакова, которого отличает большой оптимизм и стремление жить для других, — стала мать Юлия Дунского. Ее постоянное стремление делать людям добро всегда вызывало восхищение. Именно ее чертами характера и наделили молодые киносценаристы своего героя. Старожилы Инты хорошо помнят съемочную группу под руководством режиссера Григория Чухрая. После окончания съемок художественного фильма на оставшейся пленке был снят документальный фильм об Инте и интинцах.
Благодаря Валерию Фриду и Юлию Дунскому наша Инта вошла в Российский кинематограф через эти художественные фильмы.
Фильм «Жили-были старик со старухой» был представлен на Каннский кинофестиваль — самый престижный мировой фестиваль кино. Успех этого фильма сыграл положительную роль в профессиональной деятельности Фрида и Дунского. С ними охотно стали заключать договоры. По их совместным сценариям поставлено более 40 художественных фильмов: «Служили два товарища», «Гори, гори, моя звезда», «Красная площадь», «Экипаж», «Как царь Петр арапа женил» и другие. В каждом из этих фильмов есть частичка Инты — либо в характере, либо в именах и фамилиях, которыми авторы наделяли своих героев, либо в отдельных сценах, взятых из реальной жизни.
Инта для них — это не только десять лет ограниченной свободы. Это сообщество многих людей, делящих общую участь сталинских лагерей. Рассказать о том, что пережито самими в период массовых репрессий хотелось всегда. Но представилась такая возможность только в начале 1990-х годов. Эта тема выстрадана Фридом и Дунским вместе. Но написать сценарий для такого фильма Валерию Семеновичу Фриду пришлось уже без друга. В 1982 г. Юлий Теодорович Дунский трагический ушел из жизни. Работая над сценарием о жизни сталинских лагерей, Валерий Семенович взял материал из жизни своих друзей, с которыми провел долгие годы в интинских лагерях.
На 5 ОЛПе Фрид встретился с прекрасным человеком по фамилии Чхеладзе, и тот рассказал, каким образом его, историка, арестовали в Иране, где он работал на археологических раскопках. Подозвали к машине, попросили показать дорогу, в машине оглушили, переодели в красноармейскую форму, замотали лицо окровавленным бинтом и под видом пострадавшего при несчастном случае красноармейца провезли мимо иранских пограничников в Советский Союз. Вот с этого эпизода и начал свой киносценарий под названием «Затерянный в Сибири» Валерий Фрид. Именно таким способом герой фильма — иностранец — попадает в советский лагерь. Показать глазами иностранца атмосферу массового террора против собственного народа авторы сочли наиболее удачной формой. «Опыт» жизни в лагерях ГУЛАГа помогал Фриду воссоздать реальную картину того времени. На съемках он был и автором сценария, и консультантом, и переводчиком. Этот фильм не об ужасах советских лагерей. Он о человеческих взаимоотношениях. О том, что ЧЕЛОВЕК в любых обстоятельствах должен оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.
К этому убеждению Валерий Семенович Фрид пришел еще в Инте. Здесь он увидел все многообразие поступков людей, оказавшихся в особых условиях. Речь идет не только о заключенных. В особых условиях оказались и вольнонаемные, работавшие с заключенными. Поэтому так часто в своем творчестве В.С. Фрид и Ю.Т.Дунский обращались к судьбам и характерам тех людей, с которыми их свела Инта.