В собрании фонда Центра визуальной информации Российской государственной библиотеки искусств хранится коллекция японских многоцветных художественных гравюр на дереве в количестве 94 листов, в настоящий момент эти произведения объединяются под названием «Японская почтовая бумага 1904 г». По данным из инвентарных книг было установлено, что «90 листов с образцами японских костюмов» поступили в библиотеку в 1949 г. Однако в процессе изучения японской научной литературы о печатной продукции Японии ХIХ–ХХ вв. было установлено, что эти материалы являются образцами «хикифуда».
Российская государственная библиотека искусств
Японские рекламные листовки «Хикифуда»
архив
Tue Jun 01 2021 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)—Tue Aug 31 2021 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time) #2
#3
Хикифуда — произведения печатной графики, выполненные в технике ксилографии и литографии, которые активно использовали в рекламных целях розничные и оптовые магазины, мануфактуры, торговые агентства и другие организации Японии в эпоху Мэйдзи (1868–1912 гг.).
#4
По мнению специалистов, раздача бумаги как рекламный метод, впервые была использована в лавке «Этигоя Мицуи» (современный магазин Мицукоси) ещё в 1683 г. В японском языке закрепилась следующая этимология слова 引札 «хикифуда» — «билетики для привлечения посетителей» или «раздаточные бумажки», так как происходит от слова 引く «хику» — «тянуть, привлекать».
#5
Ранние хикифуда печатались в одну или две краски, но позднее стали многоцветными, производились в больших объемах в условиях активного роста коммерческой деятельности в период вестернизации Японии в 19 — начале 20 века, когда спадал интерес к гравюрам Укиё-э. За счет развития японской ксилографии, литографии, гравюр в технике меццо-тинто и полиграфической печати производились магазинные листовки, рекламные афиши, приглашения посетить лавку и прочие подобные печатные материалы.
#6
Сюжеты хикифуда напоминали традиционные японские гравюры Укиё-э: женщины в кимоно, дети, боги счастья Эбису и Дайкокутэн, драконы и гора Фудзи, журавль и черепаха (символ долголетия) и многие другие. Поэтому их стали вешать в домах на стенах и даже в общественных банях. Укиё-э оказали влияние и на внешний вид листовок: их размер, формат и композицию.
#7
Хикифуда иллюстрируют культуру и быт Японии на рубеже ХIХ–ХХ вв. Японские рекламные листовки в собрании РГБИ представляют собой интересный, но пока малоизученный пласт городского искусства Японии на рубеже ХIХ–ХХ вв.
#8
Атрибуцию материалов коллекции и разработку статей об экспонатах данной выставки выполнила специалист Центра визуальной информации РГБИ Надежда Никифорова
читать дальшескрыть
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Адрес
Открыть в приложении
Поделиться