В центре внимания выставки находятся человеческие судьбы ― крепостного художника Василия Тропинина, который, по определению современников, «переписал буквально всю Москву», его жены Анны Катиной, которая, будучи вольной поселянкой, вышла замуж за крепостного и родила ему сына Арсения, унаследовавшего от отца способности к рисованию, а также знаменитых коллег и современников Тропинина.
Василий Андреевич Тропинин родился крепостным, однако смог в полной мере реализовать свой талант живописца, получить признание и прожить жизнь в любви. Он работал в манере, которая делала его заказчиков счастливыми. Как и мастера немецкого бидермайера, Тропинин создавал уютные образы благополучия.
Точный год рождения Тропинина до сих пор является предметом для обсуждения, но нам известно, что свою мастерскую он открыл уже в зрелом возрасте. Ранним периодом творчества художника считаются 1820-е гг., когда художнику было уже больше сорока лет.
Василий Тропинин получил вольную, имея некоторые накопления и связи, заработанные за время службы у своего хозяина. Художник выбрал купеческую, более «демократичную» Москву, а не столицу, невзирая на то, что там было больше возможностей для карьеры. В Москве Тропинин прославился, стал лидером Московской портретной школы, ему заказывали портреты жители всей России. В качестве примера на выставке представлен портрет шуйского мецената Диомида Киселева, дед которого в своё время выкупился из крепостных и стал купцом.
Признание коллег пришло раньше, чем любовь публики. На академической выставке 1804 г. картину кисти Тропинина оценили императрица Елизавета Алексеевна и президент Академии граф Александр Сергеевич Строганов. Академическая манера явно прослеживается в графических штудиях художника, в частности, в рисунке «Античность в окружении гениев искусств». Художник с большой вероятностью мог бы поехать в Италию, если бы в то время получил вольную, а вместе с ней и возможность стать академиком. Однако, по воспоминаниям биографа Тропинина Николая Рамазанова, его учитель, Степан Щукин, позавидовал успеху ученика и способствовал возвращению художника к своему хозяину Ираклию Моркову: «И вот в 1804 же году в сентябре месяце велено было отправить Василия Андреевича немедленно в малороссийскую деревню Кукавку Каменец-Подольской губернии…».
Василий Тропинин получил вольную, имея некоторые накопления и связи, заработанные за время службы у своего хозяина. Художник выбрал купеческую, более «демократичную» Москву, а не столицу, невзирая на то, что там было больше возможностей для карьеры. В Москве Тропинин прославился, стал лидером Московской портретной школы, ему заказывали портреты жители всей России. В качестве примера на выставке представлен портрет шуйского мецената Диомида Киселева, дед которого в своё время выкупился из крепостных и стал купцом.
Признание коллег пришло раньше, чем любовь публики. На академической выставке 1804 г. картину кисти Тропинина оценили императрица Елизавета Алексеевна и президент Академии граф Александр Сергеевич Строганов. Академическая манера явно прослеживается в графических штудиях художника, в частности, в рисунке «Античность в окружении гениев искусств». Художник с большой вероятностью мог бы поехать в Италию, если бы в то время получил вольную, а вместе с ней и возможность стать академиком. Однако, по воспоминаниям биографа Тропинина Николая Рамазанова, его учитель, Степан Щукин, позавидовал успеху ученика и способствовал возвращению художника к своему хозяину Ираклию Моркову: «И вот в 1804 же году в сентябре месяце велено было отправить Василия Андреевича немедленно в малороссийскую деревню Кукавку Каменец-Подольской губернии…».
Там он обучал рисованию детей, руководил строительством и росписью церкви, в которой позже венчался с Анной Ивановной Катиной ― с ней они в любви и согласии прожили почти пятьдесят лет. Впервые портреты супруги художника Анны Катиной и его сына Арсения из Русского музея разместятся рядом с автопортретом художника из собрания музея Тропинина.
Безусловным критерием признания явился интерес к творчеству художника, проявленный впоследствии основателями Русского музея императора Александра III. В коллекцию была приобретена картина, которая на нашей выставке объединяет Русский музей в Санкт-Петербурге с музеем Тропинина в Москве ― это «картина трудной судьбы», прекрасная «Девушка с горшком роз». В 1941 г. «Девушка с горшком роз» была отправлена в Крым в составе временной художественной выставки, там бесследно исчезла, и только в 1960-х гг. в одном из комиссионных магазинов на Арбате ее приобрел основатель Музея Тропинина Феликс Вишневский.
Безусловным критерием признания явился интерес к творчеству художника, проявленный впоследствии основателями Русского музея императора Александра III. В коллекцию была приобретена картина, которая на нашей выставке объединяет Русский музей в Санкт-Петербурге с музеем Тропинина в Москве ― это «картина трудной судьбы», прекрасная «Девушка с горшком роз». В 1941 г. «Девушка с горшком роз» была отправлена в Крым в составе временной художественной выставки, там бесследно исчезла, и только в 1960-х гг. в одном из комиссионных магазинов на Арбате ее приобрел основатель Музея Тропинина Феликс Вишневский.
Существует романтическая, книжная идея, что человека формируют прекрасные вещи, на которые он смотрит. Всё-таки гораздо в большей степени, чем искусство, человека формирует среда, круг его общения. Человеку нужен человек. Именно поэтому кажется особенно важным показать гравюру с оригинала Тропинина с портретом журналиста, литератора и знатока искусств Павла Свиньина, который прославлял художника в прессе, осуждая пиетет публики перед иностранными мастерами. Также на выставке представлен оригинал характеристики, данной Павлом Свиньиным Тропинину, сыгравшей важную роль сначала в освобождении от крепостной зависимости, признании его таланта, а позже и в присвоении художнику академического звания; всё это ― составляющие удачи гения и секрет его успеха.
Василий Андреевич был частым гостем у генерал-майора и любителя искусств Алексея Тучкова, который также способствовал освобождению художника. Портреты братьев Тучковых украшают экспозицию. Биограф Тропинина Николай Рамазанов писал: «Кто хорошо знал Василия Андреевича, тот не мог не любить его всею душой. Как он ни разу в жизни не изменял призванию художника, так никто не изменял ему в привязанности».
Василий Андреевич был частым гостем у генерал-майора и любителя искусств Алексея Тучкова, который также способствовал освобождению художника. Портреты братьев Тучковых украшают экспозицию. Биограф Тропинина Николай Рамазанов писал: «Кто хорошо знал Василия Андреевича, тот не мог не любить его всею душой. Как он ни разу в жизни не изменял призванию художника, так никто не изменял ему в привязанности».
В галерее портретов на выставке можно увидеть портрет друга Тропинина, вольноотпущенного художника и реставратора Василия Степановича Энева, который, как и он, родился крепостным. Друзья и коллеги Тропинина, в том числе Карл Брюллов и скульптор Иван Витали, не застав его дома, взяли в привычку расписываться на двери его квартиры. К сожалению, легендарная дверь не сохранилась, однако воспоминания о ней вдохновили в свое время режиссера Юрия Любимова, а теперь и художников Владимира Богачева и Евгения Гриневича на создание инсталляции в рамках выставки.
Василий Андреевич Тропинин родился крепостным, однако смог в полной мере реализовать свой талант живописца, получить признание и прожить жизнь в любви. Он работал в манере, которая делала его заказчиков счастливыми. Как и мастера немецкого бидермайера, Тропинин создавал уютные образы благополучия.