Усть-Цильма — одно из старейших сел Европейского Севера, внесшее большой вклад в освоение русскими поселенцами Печорского края и сохранившее до наших дней уникальную древнерусскую и старообрядческую культуру.
Ведущая роль в сохранении, изучении и пропаганде этого наследия принадлежит музею А.В. Журавского, обладающему уникальными коллекциями, которые до сих пор малоизвестны специалистам и широкому зрителю.
В 2017 году к 475-летию с. Усть-Цильма была построена современная научно-комментированная, информационно-насыщенная музейная экспозиция, достойно представляющая редчайшие экспонаты из фондов музея. Представленные артефакты в полной мере раскрывают основные разделы экспозиции «Усть-Цилемская слободка: освоение, основание, заселение, развитие». Хронологические рамки показа XI–XIX вв.
Темы «Летописная «Печера» и «Медные серебряные рудники» охватывают период XI–XV вв. и показывают значительную роль Великого Новгорода в историческом развитии народностей Европейского Севера в XI–XII вв.
Во второй половине XV в. начинается период широкой промысловой эксплуатации природных богатств Печорского края, а затем и заселения его.
Так в марте 1491 г. Великий князь Иван III отправил экспедицию в суровый Печорский край искать серебряные руды. Экспедиция вернулась с известием, что была найдена не только серебряная, но и медная руда, из которой была выплавлена первая русская монета. 1491 год принято считать началом горнометаллургического промысла в Российском государстве. Важность открытой залежи в 1491 г., имела не только большое экономическое, но и политическое значение на международной арене. Не исключено, что село Усть-Цильма своим возникновением обязано этому месторождению.
Третий раздел «Основание и заселение Усть-Цилемской слободки сер. XVI — нач. XVII вв.» представляет тексты из архивных документов «Жалованной грамоты царя Иоанна IV, данной Ивашке Ластке», относящейся к 1542 г. и «Платежницы» за 1574–1575 гг., копий гравюр и картин с изображением Усть-Цилемской слободки данного периода, а также орудий труда, макетов средств передвижения и других артефактов.
«Усть-Цилемская волость» (начало XVIII — конец XIX вв.), где помимо текстовых и документальных материалов, экспонируются предметы и орудия основных печорских промыслов (рыбный и охотничий).
Сегодня Усть-Цилемский район сохранил уникальный культурный пласт народного творчества, каждый вид, которого существенно отличается от бытующих в других областях. Только в середине XIX в. исследователи, учёные-собиратели помимо эпического наследия на Русском Севере «открыли» и художественные памятники материальной культуры: зодчество и скульптуру, резные и расписные предметы быта, тканые и вязаные изделия с характерным русским орнаментом. Немаловажное значение в народном творчестве Нижней Печоры придаётся и традиционному узорному вязанию. Одним из востребованных на сегодня видов творчества является шитьё традиционного усть-цилемского костюма и ткачество поясов. Данная тема раскрыта в подразделе «Ремёсла и домашние рукодельные промыслы».
Для отдаленного Печорского края всегда оставался жизненно важным вопрос завоза хлеба, а также других продуктов и товаров первой необходимости. Начиная со второй половины XVIII века, важные связи установились между этим краем и городом Чердынь, основанным на Каме в 1472 году и ставшим крупным торговым центром Прикамья. Чердынские купцы везли на Печору муку, крупы, соль, кожу, обувь, шерстяные и ситцевые ткани, пряжу, коноплю, пеньку, посуду, различные металлические изделия, сахар, чай, пряники, кедровые орехи, пряности. Обменивали их на рыбу, сало и шкуры зверя, моржовые клыки, пушнину, дичь, различные продукты оленеводства и животноводства. Об особенностях печорской торговли, приносившей многотысячную прибыль купцам, собран богатый материал и представлен в подразделе «ТорговлЗавершает тематический показ подлинных памятников истории и культуры Печорского края — интерьер крестьянской избы устьцилём, где представлены предметы их хозяйственной деятельности.
Ведущая роль в сохранении, изучении и пропаганде этого наследия принадлежит музею А.В. Журавского, обладающему уникальными коллекциями, которые до сих пор малоизвестны специалистам и широкому зрителю.
В 2017 году к 475-летию с. Усть-Цильма была построена современная научно-комментированная, информационно-насыщенная музейная экспозиция, достойно представляющая редчайшие экспонаты из фондов музея. Представленные артефакты в полной мере раскрывают основные разделы экспозиции «Усть-Цилемская слободка: освоение, основание, заселение, развитие». Хронологические рамки показа XI–XIX вв.
Темы «Летописная «Печера» и «Медные серебряные рудники» охватывают период XI–XV вв. и показывают значительную роль Великого Новгорода в историческом развитии народностей Европейского Севера в XI–XII вв.
Во второй половине XV в. начинается период широкой промысловой эксплуатации природных богатств Печорского края, а затем и заселения его.
Так в марте 1491 г. Великий князь Иван III отправил экспедицию в суровый Печорский край искать серебряные руды. Экспедиция вернулась с известием, что была найдена не только серебряная, но и медная руда, из которой была выплавлена первая русская монета. 1491 год принято считать началом горнометаллургического промысла в Российском государстве. Важность открытой залежи в 1491 г., имела не только большое экономическое, но и политическое значение на международной арене. Не исключено, что село Усть-Цильма своим возникновением обязано этому месторождению.
Третий раздел «Основание и заселение Усть-Цилемской слободки сер. XVI — нач. XVII вв.» представляет тексты из архивных документов «Жалованной грамоты царя Иоанна IV, данной Ивашке Ластке», относящейся к 1542 г. и «Платежницы» за 1574–1575 гг., копий гравюр и картин с изображением Усть-Цилемской слободки данного периода, а также орудий труда, макетов средств передвижения и других артефактов.
«Усть-Цилемская волость» (начало XVIII — конец XIX вв.), где помимо текстовых и документальных материалов, экспонируются предметы и орудия основных печорских промыслов (рыбный и охотничий).
Сегодня Усть-Цилемский район сохранил уникальный культурный пласт народного творчества, каждый вид, которого существенно отличается от бытующих в других областях. Только в середине XIX в. исследователи, учёные-собиратели помимо эпического наследия на Русском Севере «открыли» и художественные памятники материальной культуры: зодчество и скульптуру, резные и расписные предметы быта, тканые и вязаные изделия с характерным русским орнаментом. Немаловажное значение в народном творчестве Нижней Печоры придаётся и традиционному узорному вязанию. Одним из востребованных на сегодня видов творчества является шитьё традиционного усть-цилемского костюма и ткачество поясов. Данная тема раскрыта в подразделе «Ремёсла и домашние рукодельные промыслы».
Для отдаленного Печорского края всегда оставался жизненно важным вопрос завоза хлеба, а также других продуктов и товаров первой необходимости. Начиная со второй половины XVIII века, важные связи установились между этим краем и городом Чердынь, основанным на Каме в 1472 году и ставшим крупным торговым центром Прикамья. Чердынские купцы везли на Печору муку, крупы, соль, кожу, обувь, шерстяные и ситцевые ткани, пряжу, коноплю, пеньку, посуду, различные металлические изделия, сахар, чай, пряники, кедровые орехи, пряности. Обменивали их на рыбу, сало и шкуры зверя, моржовые клыки, пушнину, дичь, различные продукты оленеводства и животноводства. Об особенностях печорской торговли, приносившей многотысячную прибыль купцам, собран богатый материал и представлен в подразделе «ТорговлЗавершает тематический показ подлинных памятников истории и культуры Печорского края — интерьер крестьянской избы устьцилём, где представлены предметы их хозяйственной деятельности.