В преддверии 80-летия начала Великой Отечественной войны Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова представляет выставочный проект «Третий фронт», посвящённый агитации и пропаганде в годы Великой Отечественной войны.
Борьба с фашистскими захватчиками шла по военному, экономическому и идеологическому направлениям. Каждое из них было решающим. Развернулась широкая общественно-политическая кампания по борьбе с врагом. Плакат и листовка стали главным оружием особого, «третьего фронта», как позже назовут агитпроп, подчёркивая масштаб охвата тем и аудитории.
События на фронте и в тылу находили своё отражение в типографских листах точно, оперативно и последовательно. Адресатами советской агитмашины стали жители оккупированных территорий и партизаны, фронтовики и труженики тыла, войска союзников и неприятеля. Листовки и плакаты издавались повсеместно как по заказу центральных ведомств СССР, так и в г. Хабаровске: ГлавпуРККА, Наркомздрава, Научно-исследовательского института музейной и краеведческой работы Наркомпроса, Центральной детской экскурсионно-туристической станции Наркомпроса, Наркомфина, Главным управлением Гострудсберкасс и Госкредита, редакцией газеты «Правда», Хабаровского Дома Красной Армии, редакции газеты «Тихоокеанская звезда», Хабаровсокго крайкома МОПР и т. д. Вслед за огнём артиллерии и авиации летели листовки. За годы Великой Отечественной войны только ГлавпуРККА было издано и распространено около 2 миллиардов 500 миллионов листовок и брошюр на 20 иностранных языках.
Агитационная печать расшифровывала и поясняла необходимость мобилизации сил и средств для ведения тяжёлой войны, укрепления бдительности и трудовой дисциплины, соблюдения режима экономии, и, конечно, призывала упорно сопротивляться неприятелю.
Уникальны листовки, изданные для населения оккупированной территории, а также листовки на немецком языке для армии противника. Тиражи таких листовок либо забрасывались в тыл немцам диверсионными отрядами, либо издавались партизанскими типографиями. Хранение и распространение такого рода материалов преследовалось, найденные — уничтожались. Как правило, листовки на немецком языке сохранились, либо как изъятые у пленных или убитых, либо от немцев, добровольно перешедших на сторону Красной Армии вместе с листовками, служившими документальным пропуском в плен.
Особую ценность представляют тиражные листовки, выпущенные в г. Хабаровске типографиями газеты «Тихоокеанская звезда» и Дальневосточного издательства. Художники, писатели и поэты г. Хабаровска с «пулемётной быстротой» издавали сатирические плакаты под общим названием «Удар по врагу» сразу же после получения сводок Совинформбюро, которые затем расходились массовыми тиражами по краю. За четыре года было выпущено (в том числе нарисовано от руки) 450 изображений, 50 из них — типографиями. С документальной достоверностью они свидетельствуют о том, как жил Хабаровский край в годы войны, что волновало жителей региона.
Борьба с фашистскими захватчиками шла по военному, экономическому и идеологическому направлениям. Каждое из них было решающим. Развернулась широкая общественно-политическая кампания по борьбе с врагом. Плакат и листовка стали главным оружием особого, «третьего фронта», как позже назовут агитпроп, подчёркивая масштаб охвата тем и аудитории.
События на фронте и в тылу находили своё отражение в типографских листах точно, оперативно и последовательно. Адресатами советской агитмашины стали жители оккупированных территорий и партизаны, фронтовики и труженики тыла, войска союзников и неприятеля. Листовки и плакаты издавались повсеместно как по заказу центральных ведомств СССР, так и в г. Хабаровске: ГлавпуРККА, Наркомздрава, Научно-исследовательского института музейной и краеведческой работы Наркомпроса, Центральной детской экскурсионно-туристической станции Наркомпроса, Наркомфина, Главным управлением Гострудсберкасс и Госкредита, редакцией газеты «Правда», Хабаровского Дома Красной Армии, редакции газеты «Тихоокеанская звезда», Хабаровсокго крайкома МОПР и т. д. Вслед за огнём артиллерии и авиации летели листовки. За годы Великой Отечественной войны только ГлавпуРККА было издано и распространено около 2 миллиардов 500 миллионов листовок и брошюр на 20 иностранных языках.
Агитационная печать расшифровывала и поясняла необходимость мобилизации сил и средств для ведения тяжёлой войны, укрепления бдительности и трудовой дисциплины, соблюдения режима экономии, и, конечно, призывала упорно сопротивляться неприятелю.
Уникальны листовки, изданные для населения оккупированной территории, а также листовки на немецком языке для армии противника. Тиражи таких листовок либо забрасывались в тыл немцам диверсионными отрядами, либо издавались партизанскими типографиями. Хранение и распространение такого рода материалов преследовалось, найденные — уничтожались. Как правило, листовки на немецком языке сохранились, либо как изъятые у пленных или убитых, либо от немцев, добровольно перешедших на сторону Красной Армии вместе с листовками, служившими документальным пропуском в плен.
Особую ценность представляют тиражные листовки, выпущенные в г. Хабаровске типографиями газеты «Тихоокеанская звезда» и Дальневосточного издательства. Художники, писатели и поэты г. Хабаровска с «пулемётной быстротой» издавали сатирические плакаты под общим названием «Удар по врагу» сразу же после получения сводок Совинформбюро, которые затем расходились массовыми тиражами по краю. За четыре года было выпущено (в том числе нарисовано от руки) 450 изображений, 50 из них — типографиями. С документальной достоверностью они свидетельствуют о том, как жил Хабаровский край в годы войны, что волновало жителей региона.