Коми республика была одним из главных районов сосредоточия лагерей ГУЛАГа, с помощью которых шло экономическое освоение северных территорий СССР.
Город Печора основан в глухой тайге в самую трудную для страны военную пору. Отправной точкой для его появления и развития Кожвинского района стало строительство в конце тридцатых — начале сороковых годов ХХ века железной дороги Котлас — Воркута.
Кожвинский промышленно-транспортный комплекс, состоящий из моста через реку Печору, железнодорожной станции, локомотивного депо, лесокомбината, снабженческих баз, пересыльного пункта, лазаретов и других промышленных и лагерных объектов, находящихся на территории будущего города, имел решающее значение для строительства всей железнодорожной магистрали.
Подготовка к строительству началась в 1938 году, когда на берегу Печоры высадились первые партии заключенных. Именно заключенные стали первыми строителями, положили начало промышленности, сельскому хозяйству, науке, образованию, здравоохранению и культуре города.
В экспозиции представлены следующие крупные темы: Печора предвоенная, в лагерях НКВД, Печора тыловая, немецкий десант на Печоре, печорцы на фронтах Великой Отечественной войны, наши земляки — герои Советского Союза, предприятия и организации Печоры.
Экспозиция основана на исторических документах, воспоминаниях первых строителей и старожилов города. Особое внимание уделено освещению роли ветеранов Печоры — узников ГУЛАГа.
Экспонаты и архивные материалы на примере строителей далекого северного города погружают в эпоху массовых политических репрессий, борьбы с фашизмом на фронтах Великой Отечественной войны, послевоенному развитию Печоры.