Великая Отечественная война 1941–1945 гг. — одно из важнейших событий XX в. в истории нашего Отечества. Она стала испытанием на прочность для всей многонациональной страны и каждого её гражданина.
Вопреки афоризму «когда говорят пушки, музы молчат», с первых дней войны художники начали создавать произведения, воспевающие подвиг защитников Родины.
В отличие от публицистической заострённости графики и агитационной тенденциозности плаката, живопись переводила многоплановость военного времени на уровень философского обобщения, созвучного с формулой В. В. Маяковского «Можно не писать о войне, но надо писать войною!» Полотна из фондов Государственного центрального музея современной истории России, созданные в годы войны, объединены высочайшим напряжением чувств, неподдельной искренностью, экспрессивностью и художественной выразительностью.
На сильнейшей ассоциативной параллели — мирный летний день и наплывающее огромное «облако»-аэростат — строится композиция работы В. И. Григорьева «Москва в дни обороны». Уже само название «Кремль. 1942 год» А. А. Осмёркина передает атмосферу одного из переломных моментов войны: закончилась битва за Москву, и Кремль — по-прежнему главный символ несокрушимости Советского государства, но дым далёкого пожара привносит чувство тревоги: борьба продолжается.
Особая тема — блокадный Ленинград. Архитектурная среда становится здесь одним из средств выражения личностного, субъективно-эмоционального взгляда художников. Так, прорываясь сквозь монохромно-серую гамму, ледяную застылость скупого свинцового колорита, всполохи солнечного света передают напряжение жизни осаждённого, но непокорённого города в работах В. В. Мешкова «Ленинград в обороне» и «Защита города Ленинграда. Танки идут на фронт».
В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. происходит трансформация портретного жанра. В Государственном центральном музее современной истории России хранится уникальная галерея портретов Маршалов Советского Союза, чьё руководство вооружёнными силами СССР привело страну к исторической Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Серия этих живописных полотен была создана в 1945 г. по заказу Госкультпросветиздата по аналогии с галереей портретов героев Отечественной войны 1812 г. и передана в 1947 г. в фонд изобразительного искусства Музея революции СССР (ныне — Государственный центральный музей современной истории России).
Отказавшись от идеализации и показной героики, авторы серии «Маршалы Победы» выразили многогранность и психологическую достоверность личности, показали в индивидуальных портретах черты эпохи.
Через «долгие версты войны», преодолев временные границы, изобразительное искусство раскрыло и донесло до следующих поколений беспримерный подвиг народа в священной войне. Оно и сейчас является грозным оружием в борьбе за Победу, основой для сохранения исторической памяти и твёрдой убеждённости в том, что МЫ ПОБЕДИЛИ!
Вопреки афоризму «когда говорят пушки, музы молчат», с первых дней войны художники начали создавать произведения, воспевающие подвиг защитников Родины.
В отличие от публицистической заострённости графики и агитационной тенденциозности плаката, живопись переводила многоплановость военного времени на уровень философского обобщения, созвучного с формулой В. В. Маяковского «Можно не писать о войне, но надо писать войною!» Полотна из фондов Государственного центрального музея современной истории России, созданные в годы войны, объединены высочайшим напряжением чувств, неподдельной искренностью, экспрессивностью и художественной выразительностью.
На сильнейшей ассоциативной параллели — мирный летний день и наплывающее огромное «облако»-аэростат — строится композиция работы В. И. Григорьева «Москва в дни обороны». Уже само название «Кремль. 1942 год» А. А. Осмёркина передает атмосферу одного из переломных моментов войны: закончилась битва за Москву, и Кремль — по-прежнему главный символ несокрушимости Советского государства, но дым далёкого пожара привносит чувство тревоги: борьба продолжается.
Особая тема — блокадный Ленинград. Архитектурная среда становится здесь одним из средств выражения личностного, субъективно-эмоционального взгляда художников. Так, прорываясь сквозь монохромно-серую гамму, ледяную застылость скупого свинцового колорита, всполохи солнечного света передают напряжение жизни осаждённого, но непокорённого города в работах В. В. Мешкова «Ленинград в обороне» и «Защита города Ленинграда. Танки идут на фронт».
В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. происходит трансформация портретного жанра. В Государственном центральном музее современной истории России хранится уникальная галерея портретов Маршалов Советского Союза, чьё руководство вооружёнными силами СССР привело страну к исторической Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Серия этих живописных полотен была создана в 1945 г. по заказу Госкультпросветиздата по аналогии с галереей портретов героев Отечественной войны 1812 г. и передана в 1947 г. в фонд изобразительного искусства Музея революции СССР (ныне — Государственный центральный музей современной истории России).
Отказавшись от идеализации и показной героики, авторы серии «Маршалы Победы» выразили многогранность и психологическую достоверность личности, показали в индивидуальных портретах черты эпохи.
Через «долгие версты войны», преодолев временные границы, изобразительное искусство раскрыло и донесло до следующих поколений беспримерный подвиг народа в священной войне. Оно и сейчас является грозным оружием в борьбе за Победу, основой для сохранения исторической памяти и твёрдой убеждённости в том, что МЫ ПОБЕДИЛИ!