На выставке «Спасённая Красота» представлена коллекция уральской народной росписи по дереву, собранная основателем Нижнесинячихинского музея И.Д. Самойловым.
Вся его жизнь была связана с этим видом народного искусства. Вернувшись после Великой Отечественной войны домой, Иван Данилович начал работать землеустроителем Алапаевского района. Его работа была связана с поездками по деревням и сёлам. Однажды, будучи в деревне Пешковой у одного человека, он увидел расписные доски в поленнице дров. Иван Данилович выпросил и выкупил эти доски, привёз в отцовский дом. Этот расписанный лубочным рисунком простенок стал первым экспонатом для будущего музея.
Вся его жизнь была связана с этим видом народного искусства. Вернувшись после Великой Отечественной войны домой, Иван Данилович начал работать землеустроителем Алапаевского района. Его работа была связана с поездками по деревням и сёлам. Однажды, будучи в деревне Пешковой у одного человека, он увидел расписные доски в поленнице дров. Иван Данилович выпросил и выкупил эти доски, привёз в отцовский дом. Этот расписанный лубочным рисунком простенок стал первым экспонатом для будущего музея.
В экспозиции представлены расписные стены, простенки между окнами, потолки, а порой целые интерьеры крестьянских домов, полки, карнизы, предметы мебели, орудия женского труда и домашняя утварь.
Расцвет урало-сибирской домовой росписи на Среднем Урале пришёлся на весь XIX век и начало XX в. Маляры-красильщики приходили к нам на Урал из двух регионов: с Вятки и реки Кармак, что находится почти на границе с Тюменским регионом (их так и называли «кармацкие» или «тюменские») — теперь это Тугулымский район Свердловской области.
За основу композиции красильщики брали растительные мотивы: рисовали «древо жизни», куст, ветвь, гирлянду, а по потолку — венок. В росписях одновременно располагали и цветы, и ягоды.
Кроме растительного сюжета они изображали птиц: глазастых сов, куриц и петушков, павлинов, сказочных жар-птиц и мифических сиринов. Иногда речь заходила о каком-то историческом событии, и художники оставляли на стенах память о них (например, изображение первого паровоза).
Кроме растительного сюжета они изображали птиц: глазастых сов, куриц и петушков, павлинов, сказочных жар-птиц и мифических сиринов. Иногда речь заходила о каком-то историческом событии, и художники оставляли на стенах память о них (например, изображение первого паровоза).
По просьбе хозяев могли запечатлеть какую-то сценку из семейной жизни.
За 25 лет собирательской деятельности И.Д. Самойлова роспись была найдена в 68 населенных пунктах — в 213 домах, в том числе в Алапаевском районе в 56 деревнях и селах — в 194 домах. Эти находки представлены на постоянной музейной выставке «Спасённая Красота».