Карельский фронт образован директивой Ставки ВГК 23 августа 1941 года из части войск Северного фронта, а именно 14-й и 7-й армий, оборонявшихся на момент создания фронта на линии от Баренцева моря до Ладожского озера. В подчинении фронта находился Северный флот. Фронт создавался с целью обеспечить северный стратегический фланг обороны на Севере страны.
Интинский краеведческий музей
Слышишь, в тундре – упряжки звон!
архив
Постоянная экспозиция #2
#11
Условия фронтовой жизни на самом северном направлении советско-германского фронта были необычайно суровыми. Одной из самых серьёзных проблем было обеспечение транспортного сообщения на огромной по протяжённости линии боевых действий. Передвижение любого транспорта было практически невозможно из-за отсутствия дорог и глубокого снежного покрова. В этих условиях командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант Фролов отдал приказ о формировании армейских оленьих транспортов.
Генерал-полковник Валериан Александрович Фролов, командующий Карельским фронтом (1941–1944 гг.)
#4
К концу января 1942 года батальоны были сформированы. В состав оленнолыжных и оленно-транспортных батальонов вошли оленеводы — коренные жители Ненецкого округа и республики Коми. Задачей оленно-транспортных батальонов было доставлять на передовую грузы, в том числе продовольствие, оружие и снаряды, они также вытаскивали сбитые самолеты и вывозили раненых.
#13
Командный состав олене — транспортных отрядов. Первый слева, Филимонов Николай Андреевич — командир 3-го олене-транспортного отряда. 4-й слева, полковник Тульчинский, командир олене-транспортного батальона.
#6
Штаты оленно-транспортных подразделений теоретически были разработаны ещё до войны. Каждый транспорт (рота) включал 154 человека, 1015 ездовых оленей, 15 оленогонных лаек, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Он делился на три взвода, а те, в свою очередь, на отделения. В штат армейского оленьего транспорта входил штаб, хозяйственное отделение, медицинский пункт и ветлазарет.
В секретном постановлении Государственного Комитета Обороны № 930-с «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области» за подписью И.В.Сталина Военному Совету АрхВО предписывалось организовать мобилизацию из Коми АССР 4000 ездовых оленей, 800 нарт с упряжью и 800 каюров-ездовых. Всего для Карельского фронта требовалось 10000 ездовых оленей, 2000 нарт и 1400 ездовых. Вся эта масса оленеводов с ездовыми упряжками должна была организационно влиться в 12 лыжно-оленьих батальонов — ударную силу для разгрома врага в Заполярье.
#10
В течение зимы 1942-43 годов из колхозов Коми АССР.на Карельский фронт было отправлено более 10 тысяч оленей с полной упряжью. Каждый оленно-транспортный батальон комплектовался солдатами-оленеводами из местного населения, хорошо знающими уход за оленями и свободно ориентирующимися в тундре. За период с 1941 по 1944 год оленно-транспортные батальоны вывезли с полей сражений 10142 раненых и больных, перевезли по различным заданиям 7985 военнослужащих, 17082 тонны боеприпасов и иных грузов, а также 162 аварийных самолета.
#12
Боевые подразделения на марше.
читать дальшескрыть
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Адрес
Открыть в приложении
Поделиться