Известно, что скульпторы являются прекрасными рисовальщиками. Задумывая будущую работу, скульптор прорабатывает на бумаге различные ее варианты, мысля объемно в плоскости рисунка. Линия — то общее, что объединяет рисунок и скульптуру. Сам процесс формирования изданий livre d’artiste — наличие в них отдельных листов, самостоятельной обложки, футляра, принцип расположения печатной графики, искусство типографики — схож с творческим процессом создания скульптурной композиции.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Скульпторы и livre d'artiste
архив
Thu Apr 26 2018 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)—Sun Sep 02 2018 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)#2
#4
Александр Колдер. Цветной офорт. 1976. Иллюстрация к изданию «Эрскин Колдуэлл. Похождения Алана Кента»
#3
Выставка «Скульпторы и livre d’artiste» открывается произведениями крупнейших скульпторов первой половины прошлого века Огюста Родена и Аристида Майоля. Неудивительно, что в графических сериях изданий livre d’artiste этих мастеров преобладает изображение обнаженной натуры. Одним из первых изданий в жанре livre d’artiste был выпущенный в 1902 году Амбруазом Волларом роман «Le Jardin des supplices» Октава Мирбо с цветными литографиями Родена.
#5
Следующий раздел экспозиции посвящен скульпторам Анри Лорансу и Осипу Цадкину. Зрители увидят два издания livre d’artiste с изображениями кубистского периода творчества Анри Лоранса. Обращает на себя внимание сходство офортного изображения в книге 1921 года «Les Pélican» с представленной в экспозиции скульптурой мастера этого же периода. Осип Цадкин представлен разными по стилистике и технике исполнения тремя изданиями livre d’artiste. Серия литографий скульптора повествует о подвигах Геракла, а его офорты к сборнику «Calligrammes» Гийома Аполлинера являют собой своеобразный комментарий автора к произведению поэта.
В отдельном выставочном пространстве расположены работы Генри Мура и Альберто Джакометти. Большой интерес представляет издание Генри Мура «Elephant Skull», в рамках которого он создал серию великолепных офортов. Источником для них послужил подаренный скульптуру в свое время череп слона. Не оставит равнодушным посетителя выставки и серия литографий Альберто Джакометти, посвященная его зарисовкам видов Парижа. Вышедшая уже после смерти Джакометти, она являет собой своеобразный гимн художника любимому городу.
#9
Эдуардо Чильида. Офорт с акватинтой. 2000 г.
Иллюстрация к изданию
«Эдуардо Чильида. Ароматы»
#8
Открытием для российского зрителя станут работы в livre d’artiste Мишеля Гино и Эдуардо Чильиды. Графика последнего впервые будет показана в России. Чильида, являясь крупнейшим испанским скульптором ХХ века, много работал в жанре livre d’artiste, создав более двадцати различных графических серий. В экспозиции представлены первая и последняя работы Чильиды в livre d’artiste. С графической серией Мишеля Гино российский зритель знаком по выставке «Ильязд. XX век Ильи Зданевича. Из частных и музейных собраний России и Франции», которая состоялась в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2015 году. Скульптурные работы мастера зрители увидят впервые.
В экспозиции соседствуют произведения Жана Арпа и Александра Колдера. Иллюстрации этих скульпторов отличают красочность и фантазия, то же можно сказать и об их скульптурах. Работы Колдера в изданиях livre d’artiste демонстрируются в музее впервые.
В один блок на выставке объединены работы в livre d’artiste итальянских скульпторов Марино Марини, Миммо Паладино и Арнальдо Помодоро. В графических циклах их изданий абсолютно узнаваема стилистика их же скульптурных произведений. Это и лошади со всадниками в листах Марини, разнообразие технических и визуальных приемов у Паладино, абстрактная геометрия у Помодоро. Для представленных в экспозиции изданий livre d’artiste Паладино и Помодоро были специально изготовлены скульптурные работы, которые вмонтированы в поверхность коробок этих изданий.
Завершает выставку раздел с произведениями Армана и Христо. Издание с графикой Армана, также, как и издания livre d’artiste Паладино и Помодоро, содержит его скульптуру, представляющую собой детали наручных часов, встроенные в массив плексигласа. Уникальным экспонатом выставки является композиция Христо, созданная в качестве подарка искусствоведу Якобу Бааль-Тешуве, который был автором книг о творчестве мастера. Этот объект представляет собой обернутую в полиэтилен и перевязанную веревкой газету «The New York Times», которая вышла в день рождения Бааль-Тешувы. Это, возможно, единственная малоформатная оригинальная работа Христо, известного своими проектами по оборачиванию зданий, мостов и других крупных объектов тканью.
В экспозиции соседствуют произведения Жана Арпа и Александра Колдера. Иллюстрации этих скульпторов отличают красочность и фантазия, то же можно сказать и об их скульптурах. Работы Колдера в изданиях livre d’artiste демонстрируются в музее впервые.
В один блок на выставке объединены работы в livre d’artiste итальянских скульпторов Марино Марини, Миммо Паладино и Арнальдо Помодоро. В графических циклах их изданий абсолютно узнаваема стилистика их же скульптурных произведений. Это и лошади со всадниками в листах Марини, разнообразие технических и визуальных приемов у Паладино, абстрактная геометрия у Помодоро. Для представленных в экспозиции изданий livre d’artiste Паладино и Помодоро были специально изготовлены скульптурные работы, которые вмонтированы в поверхность коробок этих изданий.
Завершает выставку раздел с произведениями Армана и Христо. Издание с графикой Армана, также, как и издания livre d’artiste Паладино и Помодоро, содержит его скульптуру, представляющую собой детали наручных часов, встроенные в массив плексигласа. Уникальным экспонатом выставки является композиция Христо, созданная в качестве подарка искусствоведу Якобу Бааль-Тешуве, который был автором книг о творчестве мастера. Этот объект представляет собой обернутую в полиэтилен и перевязанную веревкой газету «The New York Times», которая вышла в день рождения Бааль-Тешувы. Это, возможно, единственная малоформатная оригинальная работа Христо, известного своими проектами по оборачиванию зданий, мостов и других крупных объектов тканью.
#10
Миммо Паладино. Шелкография, коллаж. 2011 г.
Иллюстрация к изданию
«Адонис. Тайна, про нас рассказывающая»
#7
Что привлекало скульпторов в создании графических серий для изданий livre d’artiste? Что общего между этими, казалось бы, совершенно разными видами искусства? Попытка разобраться в этом феномене привела меня к осознанию единой природы процесса ваяния и создания livre d’artiste — где выстраивается конструкция издания как своего рода виртуальный скульптурный объект. Открывшаяся для меня естественность и логичность такого сочетания разных видов творчества в деятельности скульпторов и навела на мысль о еще одном выставочном проекте, который бы наглядно продемонстрировал, с одной стороны, оригинальность графики скульпторов в livre d’artiste, а с другой — единство этих работ с характером и стилистикой их скульптурного творчества.
Куратор выставки, коллекционер Борис Фридман
#6
Наш музей с особым вниманием относится к жанру «книга художника». За последние несколько лет мы сделали семь проектов, познакомивших зрителя с ведущими мастерами этого направления. «Скульпторы и livre d’artiste» — первая выставка в нашей практике, ориентированная исключительно на работы скульпторов. Ее концептуальная особенность заключается в том, что совместно с изданиями в экспозиции представлены скульптурные работы этих же мастеров.
Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак
читать дальшескрыть
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Адрес
Открыть в приложении
Поделиться