Сегодня каждый, у кого есть телефон с камерой, хоть изредка, но что-то на него снимает: себя, друзей и знакомых, природу и виды вокруг, мероприятия или случайные интересные события. Никто нам не указ, мы сами себе режиссеры, операторы и актеры! Цифровые технологии сделали многих из нас киношников-любителей. Но кинолюбительство началось задолго до появления «цифры».
Сам себе режиссер, оператор и актер
На нашей выставке «Сам себе режиссёр и актёр» мы хотим показать и рассказать о любительской пленочной киноаппаратуре. Когда-то эти кинокамеры и кинопроекторы «доставали», а перед этим копили на них деньги и не малые по тем временам. А сегодня, когда мы смотрим фильмы и сюжеты, снятые теми кинокамерами, то удивленно спрашиваем: разве оно того стоило? Плохо видно, звука нет. Но тогда было совсем другое время. Прикоснуться к искусству кинематографа хотелось многим, но стать даже не профессионалом, а кинолюбителем получалось далеко не у всех желающих.
Термин «кинолюбитель» и кинолюбители появились во Франции в первой половине ХХ века. В России – это общество ОДСК, что означало «Общество друзей советского кино». Это первая массовая общественная киноорганизация, которая была создана в нашей стране в 1925 году. Во главе ОДСК стоял Ф.Э. Дзержинский - это говорит о том, какое политическое и идеологическое значение придавалось тогдашней властью этому движению.
Главной задачей ОДСК была «всемерная поддержка советского кино и борьба против влияния буржуазной и мелкобуржуазной идеологии на экране». Уже в 1927-м году ОДНСК заключило соглашение с «Совкино» на использование в киножурналах любительской кинохроники. Так началась эпоха самодеятельных фильмов: в каждом крупном населенном пункте открывались кинокружки, которым «Совкино» выделяло пленку и киноаппаратуру. К началу 1930-х годов ОДСК увеличилось и стало называться Обществом за пролетарское кино и фото, но к 1934 году оно было распущено. Только в 1950-е годы кинолюбительское движение вновь заявило о себе.
Наибольший размах получило кинолюбительство в 1980-е годы.
К тому времени в СССР функционировали более 11 тысяч любительских киностудий и почти 2 миллиона режиссеров-одиночек.
Кинолюбители эпохи СССР пользовались преимущественно киносъёмочными аппаратами с форматом киноплёнки 8 мм.
Кинокамеры на 16-мм киноплёнку в любительских условиях применялись реже — сдерживающим фактором была высокая цена оборудования, а также большая масса аппаратуры и её размеры.
В сравнении с классической 35-мм пленкой, 8-миллиметровая была более компактной и дешевой. Однако, у нее был существенный недостаток: когда 8-мм пленку проецировали на большой экран, качество изображения было гораздо хуже по сравнению с 35-мм пленкой.
Все советские любительские пленочные кинокамеры не записывали звук. Но при желании и возможности (камеры стоили примерно 100–150 рублей при средней зарплате 150–200 руб.), любительские кинофильмы озвучивали на магнитофон непосредственно в процессе съёмки или при монтаже. В специализированных магазинах или отделах в продаже имелись приставки-синхронизаторы кинопроектора с магнитофоном.
На любительские кинокамеры в советское время снимали, конечно, разное кино. Но чаще всего снимали свои путешествия, свадьбы, юбилеи и другие важные семейные события.
Помимо кинолюбителей, которые любили кино снимать, были и есть любители кино. Которые любят его смотреть. И не просто смотреть, а помнить многих кинорежиссеров, кинооператоров, авторов сценария кинофильмов, конечно же, актеров. Последним повезло гораздо больше.
Некоторые любители кино коллекционировали фото актеров как советских, так и зарубежных.
В наше время коллекционирование фото актеров кино далеко не популярное занятие. Всё можно найти в Интернете: и фото, и про киноработы, и про личную жизнь. Мы решили напомнить о таком хобби и показать несколько открыток с мега популярными артистами зарубежного кино прошлого века.
Все фото в статье взяты из открытых источников.
