Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени представляет выставку, посвященную становлению школы отечественного пейзажа из собственного собрания.
Пространство. Воздух. Свет
Бялыницкий-Бируля В.К. Осенний пейзаж. Мотив с лесом и рекой
В состав экспозиции вошли грандиозные видовые полотна и лирические пленэрные зарисовки, идиллические и эпические пейзажи, а также образы природы, нашедшие отражение в книжной иллюстрации, гравюре и на предметах быта.
Хронологически выставка охватывает период с конца XVIII до начала ХХ века. Такое разнообразие позволяет проследить путь национальной пейзажной живописи от итальянских образов С.Ф. Щедрина к живописи его последователей — «певцов среднерусской равнины» — А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.К. Бялыницкого-Бируля, П.И. Петровичева, М.Х. Аладжалова и многих других.
С.Ф. Щедрин первым в отечественной живописи отказался от кулисной композиции академического пейзажа и чёткого деления на три цветовых и тоновых плана.
Щедрин С.Ф. Семья итальянского рыбака (пастуха)
Художник увлекался эффектами солнечного света и созданием иллюзии пленэрности.
Получив европейскую известность своими новаторскими итальянскими пейзажами, художник все ещё был скован традицией поиска идеальной природы.
Именно Италия считалась тогда «отчизной вдохновенья», где, по словам современников Щедрина,
… смерть и жизнь слиты вместе, вместе любовь и мука, слёзы и пение; горы горят, в море отражаются волшебные невидимые сады и замки фей… растет багряный виноград, зреет маслина; обломки столицы мира…
Следующему поколению русских пейзажистов предстояло освоение уже родной природы, которая в какой-то степени противопоставлялась «красотам» Италии. Большое значение для становления отечественного пейзажа имела московская школа живописи, период активного развития которой начался в 1830-е годы. Именно в Первопрестольной пейзажистам стала интересна обыденная простота, унылая распутица, эффекты влажного воздуха, свойственные русской природе.
Саврасов А.К. Пейзаж с церковью
Ведущую роль в освоении образов среднерусской равнины сыграл А.К. Саврасов, создавший пейзаж лирического направления.
Эпические полотна крупнейшего русского пейзажиста И.И. Шишкина стали архетипическими.
На выставке Шишкин представлен небольшим эскизом, который отлично демонстрирует интерес к сочному цвету и размашистое густое письмо, характерное для отечественной пейзажной живописи.
Левитан И.И. Пороги. Этюд
Особое место в истории русского пейзажа занимает И.И. Левитан. Его искусство было универсально. В равной степени художник мог сочетать лирическое и эпическое направления, создав пейзаж-настроение. Его живопись уместно сравнивать с поэмой или симфонией.
Три небольшие эскиза живописца, представленные на выставке, дают ключ к пониманию его блестящего мастерства. Именно творчество И.И. Левитана стало эталонным для национального пейзажа в последующие десятилетия.
Неизвестный русский художник конца XIX — начала XX веков. Осень. Несжатое поле
Такие мастера первой половины ХХ в., как В.К. Бялыницкий-Бируля, П.И. Петровичев и М.Х. Аладжалов опирались на левитановскую образность. В их работах чувствуются попытки передать русский культурный код через «обыденность» природы, сложные атмосферные состояния межсезонья.
Отечественная пейзажная живопись — одно из ярчайших проявлений русской культуры, она пользуется неизменной популярностью и сегодня. Секрет этого успеха отчасти объяснил историк искусства, барон Н.Н. Врангель:
Любовь к земле, к саду, к деревьям, ко всей природе была всегда сильна у русского человека.