В феврале 2019 года управлением культуры Белгородской области был объявлен конкурс на лучший проект по художественному оформлению переходов и лестничных маршей в новом здании Белгородского государственного музея народной культуры.
Белгородский музей народной культуры
От крепости до уездного города
архив
Постоянная экспозиция#1
Интерактивная экспозиция «От крепости до уездного города»
#2
#3
Григорий Владимирович Новиков — член Союза художников России.
Победителем конкурса был выбран художественный проект Новикова Григория Владимировича за оригинальность и новаторство в композиционном и образном решении, гармоничное сочетание аутентичных компонентов с современными материалами.
#22
Концепция художественного проекта оформления центральной лестницы музея «От крепости до уездного города» отражает темы, не вошедшие в основную экспозицию музея, но необходимые для её целостного восприятия, рассказывает об истоках, корнях традиционной культуры, помогает проследить историю культуры нашего края.
#4
Строительство Белгорода. Заселение края
#5
Неслучайно проект начинается с основания города Белгорода и показа военной службы стрельцов, пушкарей, драгун, казаков и других служилых людей на порубежье. «Дикое поле» — так называлась территория нашего края в ХV — ХVI вв. Это было опасное место для жизни — здесь хозяйничали крымские татары. Они использовали эту территорию как форпост для нападения на Русское государство. Долгое время борьба с набегами татар буквально пронизывала всю жизнь, быт населения южной окраины Руси. Опустошительные набеги крымских татар повлекли за собой необходимость сооружения новых оборонительных рубежей и строительства крепостей, защищавших земледельческое население Российского государства.
#6
Строительство Белгородской черты
#7
Белгород строили стрельцы, пушкари, которые прибыли из Москвы с воеводою. Все они именовались служилыми людьми «по прибору», т. е. их «прибирали» на государственную службу. Служили они «с землею без денег», т. е. получали на время службы землю, с которой и кормились.
Вслед за строительством городов-крепостей с 1635 года началось сооружение оборонительной линии, вошедшей в историю под названием Белгородской черты, протянувшейся почти на 800 км.
Белгородская оборонительная черта стала основным препятствием на пути татарских вторжений в пределы южных районов Российского государства и положила начало основательному заселению и хозяйственному освоению края. Белгородская оборонительная черта стала основным препятствием на пути татарских вторжений в пределы южных районов Российского государства и положила начало основательному заселению и хозяйственному освоению края.
#8
Календарные праздники
#9
В те далекие времена жизнь земледельца полностью зависела от урожая. А урожай, в свою очередь, зависел не только от того, как будет подготовлена к севу земля (т.е. вспахана, заборонена, удобрена и т. п.), сколько тяжелого труда будет в это вложено, но и от того, когда начнет оттаивать земля, какие будут росы — теплые или холодные, пойдут ли вовремя дожди, не спалит ли всходы озимых солнце. Праздниками и торжественными обрядами фиксировались все изменения в природе: начало движения солнца к зениту, первые признаки весны, возвращение первых перелетных птиц, первая трава, первая зелень на деревьях и т. д.
Крестьянские праздники были не просто развлечениями, а имели особый глубокий смысл. Все они были посвящены земле-матушке, которая кормила и одевала, которая принимала в себя человека.
Крестьянские праздники были не просто развлечениями, а имели особый глубокий смысл. Все они были посвящены земле-матушке, которая кормила и одевала, которая принимала в себя человека.
#10
Рождество Христово
#11
Пожалуй, самый главный зимний праздник — это Рождество, рождение нового солнечного года. Канун Рождественского праздника народ издревле называл Сочельником и придавал ему большое значение, строго следуя обычаям своих предков. Особенно веселым на Рождество был обычай обходить дома и петь колядки. Обязательно для исполнения колядок специально изготавливали рождественскую звезду, с которой колядовщики и ходили по домам.
#12
Вербное Воскресенье
#13
Одним из почитаемых весенних праздников являлось Вербное воскресенье. Ветки вербы на предпасхальной неделе несли для освящения в церковь, а после украшали ими образа в избе. В народной традиции освящённая верба давала людям силу и здоровье.
Встрече весны в народном календаре был посвящен праздник «Сороки». Во многих деревнях в этот день девушки и дети начинали «кликать весну», для чего с «жаворонками» (печеньем из пшеничной или ржаной муки в виде птиц) в руках влезали на крыши строений или собирались на пригорках и выкрикивали веснянки. В надежде на хороший приплод произносили особые слова: «Обернутся „сороки“ сорока сороками!».
Встрече весны в народном календаре был посвящен праздник «Сороки». Во многих деревнях в этот день девушки и дети начинали «кликать весну», для чего с «жаворонками» (печеньем из пшеничной или ржаной муки в виде птиц) в руках влезали на крыши строений или собирались на пригорках и выкрикивали веснянки. В надежде на хороший приплод произносили особые слова: «Обернутся „сороки“ сорока сороками!».
#14
Середина весны и начало лета — время девичьих праздников. Традиционные на Руси праздники земледельцев, посвященные проводам весны и встрече лета, в народе называли «зелеными святками». Именно девушки, по древнему обычаю, могли «прихорашивать» землю, заплетать, как косы, ветви березки, украшать их лентами, водить карагоды и радовать песнями природу.
Жатва.
#20
Осенью в каждом крестьянском доме, в красном углу под образами словно святыня появлялся небольшой ржаной сноп с колосьями — первый убранный с осеннего поля хлеб. И если начало лета считалось порой девичьих праздников, то с началом страдной поры для общения с землёй допускались женщины.
На жниву (жатву) обычно ходили дружно, с песнями, в особенно выбеленных, едва отмеченных красной вышивкой одеждах.
В конце жатвы бытовал обычай «завивания бороды». Оставшийся объёмистый пучок колосьев перевязывали, заламывали на корню (не сжиная его). Эту «бороду» оставляли на поле до следующего года зимовать.
На жниву (жатву) обычно ходили дружно, с песнями, в особенно выбеленных, едва отмеченных красной вышивкой одеждах.
В конце жатвы бытовал обычай «завивания бороды». Оставшийся объёмистый пучок колосьев перевязывали, заламывали на корню (не сжиная его). Эту «бороду» оставляли на поле до следующего года зимовать.
#16
Ярмарка
#17
Очень важным моментом в жизни крестьян была ярмарка. Все необходимое, что крестьянин не мог произвести у себя в хозяйстве, он мог купить здесь.
Товар раскладывался на прилавках, выстроенных рядами, а если не позволял объем — то и просто на земле. Торговали также и вразнос так называемые коробейники. На ярмарках был представлен, пожалуй, самый широкий ассортимент товаров, отображающий материальные потребности населения того времени: скобяные изделия, продукты питания, посуда, сувениры, платки, упряжь и многое другое. Ярмарка — это не только торговля, но и яркий красочный праздник.
Горожане тоже не обходили вниманием ярмарки. Однако в остальное время жизнь городских жителей текла своим чередом. Белгород начала прошлого века был небольшим уездным городом Курской губернии, а главной улицей как тогда, так и сейчас была та самая улица, на которой сегодня расположен музей народной культуры.
Товар раскладывался на прилавках, выстроенных рядами, а если не позволял объем — то и просто на земле. Торговали также и вразнос так называемые коробейники. На ярмарках был представлен, пожалуй, самый широкий ассортимент товаров, отображающий материальные потребности населения того времени: скобяные изделия, продукты питания, посуда, сувениры, платки, упряжь и многое другое. Ярмарка — это не только торговля, но и яркий красочный праздник.
Горожане тоже не обходили вниманием ярмарки. Однако в остальное время жизнь городских жителей текла своим чередом. Белгород начала прошлого века был небольшим уездным городом Курской губернии, а главной улицей как тогда, так и сейчас была та самая улица, на которой сегодня расположен музей народной культуры.
#18
Уездный город
#19
До начала XX века нынешний Гражданский проспект назывался улицей Корочанской, так как вёл к дороге в уездный город Корочу. В 1904 году в связи с посещением Белгорода Николаем II городские власти переименовали центральную улицу в улицу имени Императора Николая II.
Множество человеческих судеб связано с этой улицей, со зданиями, стоящими на ней. В начале XX века на Корочанской, а затем Императорской улице было множество торговых и общественных заведений. В их числе Русско-Азиатский банк, четыре из восьми городских аптек, пять из тринадцати действовавших в разное время фотоателье, единственные в городе музыкальный магазин и магазин швейных машин «Зингер», все три городских кинематографа — «Орион», «Иллюзион» и «Биограф Пате».
Множество человеческих судеб связано с этой улицей, со зданиями, стоящими на ней. В начале XX века на Корочанской, а затем Императорской улице было множество торговых и общественных заведений. В их числе Русско-Азиатский банк, четыре из восьми городских аптек, пять из тринадцати действовавших в разное время фотоателье, единственные в городе музыкальный магазин и магазин швейных машин «Зингер», все три городских кинематографа — «Орион», «Иллюзион» и «Биограф Пате».
читать дальшескрыть
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Адрес
Открыть в приложении
Поделиться