Белгородчину учёные-этнографы по праву называют «заповедником народного костюма». Именно здесь встречаются три комплекса традиционного женского костюма: с понёвой, с сарафаном, с юбкой. Причина такого разнообразия костюмов кроется в бурной истории края — когда в ХVI–XVIII веках заселялись белгородские земли, «по царскому прибору» сюда приехал «служилый люд» из разных уголков России, принеся с собой свою специфическую культуру и традиции, в том числе и в костюме. Осваивая белгородские земли, колонисты образовывали сёла, зачастую так перемешиваясь, что не только в одном уезде или волости, но и на разных улицах одного и того же села можно было встретить совершенно отличные друг от друга наряды. И эти различия в одежде сохранялись вплоть до 30-х годов XX века.
Народный костюм: рукам — дело, взору — радость
Созданный с чисто практическими целями — для защиты от зноя и холода, костюм так же был источником информации, символом, дающим знания о человеке и его месте в окружающем мире.
Материал русского народного костюма производился из естественно-природного сырья: меха, кожи, шерсти, льна, конопли, лыка. Он был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными формами быта. Качество материала свидетельствовало о предназначении костюма — для праздников, будней или работы.
Комплекс сезонной одежды Яковлевского района
По типам женского традиционного народного костюма Белгородскую область этнографы условно делят на три крупных региона: Белгородско-Курский, где девушки и женщины носили сарафаны; Белгородско-Воронежский, где замужние женщины носили понёвы, а девушки до замужества — сарафаны либо юбки; Белгородско-Оскольский, где девушки и женщины носили юбки.
