Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.
Самодельные тканевые куклы являлись атрибутом основных семейно-бытовых и календарных обрядов. Их особенностью было то, что лицо оставляли белым. Безликая кукла считалась недоступной для вселения в неё злых сил. Лицо же наделяет поделку душой, делает её двойником конкретного человека, что может причинить ему вред при неправедном использовании куклы. Лишь в редких случаях лицо обозначали крестом (вышитым или нарисованным), который, как солнечный знак, делал куклу оберегом. Кроме того, деревенские женщины считали, что в доме не должно быть лишних глаз.
Кукла без лица — слепа, глуха и нема, и только тогда она может сохранить тайну рода, семьи. В большинстве случаев кукла — это образ женщины, поэтому прямую связь с ней имела, прежде всего, женщина.
В русских игрушках отразились народные представления о мире, добре, красоте. В них проявились творческая энергия народа, его способность из малого создавать выразительные образы.