В 2017 году отмечалось столетие сразу двух русских революций, изменивших жизнь не только нашей страны, но и всего мира. Л. Н. Толстой, не доживший до этих событий 1917 года, изучал историю революционного движения, давал оценки деятелям революций. Толстой был современником петрашевцев, общался с Герценом, народниками, социалистами, хорошо знал историю декабристов. Идейные борцы с самодержавием стали прототипами его художественных произведений. В публицистике Лев Николаевич горячо спорил с методами революционеров, ставившими во главу угла насилие. Великий писатель, философ был убеждён, что лишь постоянное религиозно-нравственное воспитание может облагородить людей, принести им желаемое освобождение.
Государственный музей Л.Н. Толстого
Лев Толстой как зеркало русской революции
архив
Mon Oct 23 2017 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)—Tue Mar 20 2018 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)#2
#3
В. И. Ленин в статьях о Толстом высоко оценил его деятельность, усмотрев в нём «зеркало русской революции», а время, в котором жил и творил писатель, назвал «эпохой Толстого». В. И. Ленин справедливо отметил, что Л. Н. Толстой в своих произведениях отразил все те проблемы и противоречия, нерешенность которых и привела к революционному взрыву.
#5
#6
Л. Н. Толстой критиковал царизм, дореволюционную Россию едва ли не сильней большевиков, но не считал при этом, что революционное насилие способно изменить жизнь к лучшему. Наши современники подобно предшественникам до сих пор строят предположения, каким образом развивалось бы русское общество, если бы пошло путём, указанным Л. Н. Толстым. И кто же был прав — писатель или его критики?
Что было взято из теории Л. Н. Толстого в революционном преобразовании России и что явилось антиподом его нравственным взглядам, — всё это показано на выставке. Один из современников писателя заметил, что революция совершилась по «русскому Руссо — Льву Толстому», который надеялся реализовать свой идеал мирными, христианскими средствами.
Но Лев Толстой уточнял:
Что было взято из теории Л. Н. Толстого в революционном преобразовании России и что явилось антиподом его нравственным взглядам, — всё это показано на выставке. Один из современников писателя заметил, что революция совершилась по «русскому Руссо — Льву Толстому», который надеялся реализовать свой идеал мирными, христианскими средствами.
Но Лев Толстой уточнял:
#9
«Меня сравнивают с Руссо. Я много обязан Руссо и люблю его, но есть большая разница. Разница та, что Руссо отрицает всякую цивилизацию, я же отрицаю лже-христианскую. То, что называют цивилизацией, есть рост человечества. Рост необходим, нельзя про него говорить, хорошо ли это или дурно. Это есть, — в нём жизнь. Как рост дерева».
#10
Л. Н. Толстой действительно был истинным зеркалом исторической и текущей жизни, а не только революции. В художественных произведениях, публицистических статьях и в откровенных беседах нещадно критиковал как ложь, жестокость и разложение правящего режима, так и самих революционеров — за идеализацию, оправдание насилий, изобилующих при социальном взрыве.
Размышления о событиях первой русской революции запечатлены в «Дневнике» Л. Н. Толстого за 1905–1906 гг., рукописные страницы которого представлены на выставке. Вот некоторые из них: «Убивают с обеих сторон. <…> Противоречие в том, как и всегда, что люди насилием хотят прекратить, обуздать насилие»; «Во всей теперешней революции нет идеала. И потому не революция, а бунт».
29-го мая 1906 г. Толстой делает обобщение: «Господа, все праздные люди, живущие чужим трудом, все виноваты и все знают это и сваливают вину друг на друга: революционеры на консерваторов, консерваторы на революционеров». В общем — никто не виноват, но все в своих претензиях, в умном красноречии подвигали страну на край гибели.
Выставка о том, как Л. Н. Толстому виделась Революция и что сталось бы с Россией, если бы народные массы духовно и практически восприняли его заветы, весьма актуальна в наши дни.
Размышления о событиях первой русской революции запечатлены в «Дневнике» Л. Н. Толстого за 1905–1906 гг., рукописные страницы которого представлены на выставке. Вот некоторые из них: «Убивают с обеих сторон. <…> Противоречие в том, как и всегда, что люди насилием хотят прекратить, обуздать насилие»; «Во всей теперешней революции нет идеала. И потому не революция, а бунт».
29-го мая 1906 г. Толстой делает обобщение: «Господа, все праздные люди, живущие чужим трудом, все виноваты и все знают это и сваливают вину друг на друга: революционеры на консерваторов, консерваторы на революционеров». В общем — никто не виноват, но все в своих претензиях, в умном красноречии подвигали страну на край гибели.
Выставка о том, как Л. Н. Толстому виделась Революция и что сталось бы с Россией, если бы народные массы духовно и практически восприняли его заветы, весьма актуальна в наши дни.
#7
#8
На выставке представлены уникальные экспонаты: подлинники рукописей, статей, дневниковые записи, письма Л. Н. Толстого, раскрывающие отношение писателя к революции и революционерам; письмо Н. А. Крупской ко Льву Николаевичу Толстому, письма к Л. Н. Толстому со всего мира с вопросами о революционном движении, фотографии, материалы членов семьи писателя, прошедших через горнило революций, ЯЩИК С ВЕРЕВКОЙ, который был прислан Л. Н. Толстому в Ясную Поляну О. А. Марковой, подлинное письмо Льва Толстого — ответ на столь «экзотический» подарок. Трагический опыт революционных преобразований подтверждает пророчество писателя.
Будущее человечества виделось Л. Н. Толстому без войн, без революций, а главное — без насилия одних над другими. Пока существуют, по его мысли, два класса — «насилующих и насилуемых» — никакие политические и экономические реформы не могут быть успешными. Только «нравственная революция» способна дать плоды.
И этот голос Толстого, призывающий людей всего мира одуматься, сегодня как никогда должен быть услышан.
Будущее человечества виделось Л. Н. Толстому без войн, без революций, а главное — без насилия одних над другими. Пока существуют, по его мысли, два класса — «насилующих и насилуемых» — никакие политические и экономические реформы не могут быть успешными. Только «нравственная революция» способна дать плоды.
И этот голос Толстого, призывающий людей всего мира одуматься, сегодня как никогда должен быть услышан.
читать дальшескрыть
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Адрес
Открыть в приложении
Поделиться