Первомайка — один из молодых районов Новосибирска и при этом один из самых малоизвестных не живущим в нём горожанам. Всего за несколько десятков лет он оброс легендами и завоевал нелестную репутацию, но на деле оказался местом с интереснейшей историей и невероятным пригородным уютом.
Инской район был образован в составе Новосибирска с 1 октября 1933 года, позднее — через 9 дней — название района было изменено на Эйховский, а в 1938 году Эйховский район переименован в Первомайский, а станция им. Эйхе получила название Инская.
Густой лес, холмы, овраги, болота — так выглядела в начале ХХ века безлюдная местность между Обью и Иней при их слиянии. На территории будущей станции был густой сосновый бор, часть его сохранилась до сих пор. Ближе к реке Иня росли густые березовые и осиновые леса. На территории будущего района было много озер и болот. Одни из них высохли, другие засыпаны грунтом. Одно из таких озер без названия до сих пор сохранилось в микрорайоне «Сто домов».
Первые жители района, приехавшие на строительство железнодорожного узла, жили в палатках и землянках. Года два жили в палатках на территории нынешнего Локомотивного депо. Палатки были двойные, брезентовые, но с окнами. Вокруг палаток делали завалины, чтобы не поддувало, внутри настилали деревянный пол, обогревались железной печкой». Местность, где они размещались стали называть «Копай-город» или просто «Копай», сейчас на этом месте вырос микрорайон «Сто домов».
Постепенно, наряду с железнодорожным строительством стало возводиться жилье для рабочих. Это были бараки: многокомнатные сооружения с длинным общим коридором и кухней.
В таких бараках размещались и школы, и здравпункты, и больницы, и клубы и магазины.
Несмотря на трудности со стройматериалами, в 1931 году был построен первый клуб имени 14-летия Октября. Это был одноэтажный барак с печным отоплением, с залом в 30 квадратов, но, несмотря на это он стал популярным местом среди жителей: здесь демонстрировались фильмы, проводились слеты передовиков производства.
Началась война, и в конце лета 1941 года из Нижне-Днепровска прибыл в район эвакуированный Стрелочный завод, а в 1942 году из Мичуринска на Инскую прибыл паровозоремонтный завод, который разместили на площадке строящихся паровозоремонтных мастерских.
С октября 1941 года по март 1943 года в школе № 128 размещались эвакогоспитали № 3477 и № 3620.
В 1938 году началось строительство будущего Дома культуры железнодорожников. Строительство шло в стиле сталинского ампира, характеризующегося помпезностью и величием. 7 ноября 1941 года пьесой Александра Корнейчука «Платон Кречет» клуб был открыт.
В годы войны популярностью у детей и подростков пользовался ансамбль песни и пляски, которым руководила эвакуированная из Ленинграда педагог актёрского мастерства ЛГИТМиК артистка филармонии О.И. Ольшиц.
В январе 1945 года клубу присвоено имя бывшего наркома путей сообщения СССР, заместителя Председателя Совнаркома Л.М. Кагановича, бюст которого был установлен на аллее, ведущей к центральному входу. В 1957 году клуб стал называться Дом культуры железнодорожников станции Инская. На многие годы ДКЖ стал культурным центром для жителей Первомайского района и считался одним из лучших в городе. С 2003 года Дом культуры железнодорожников был переименован в Дом молодежи Первомайского района.
Ещё одним излюбленным местом отдыха для жителей Первомайского района стал парк культуры и отдыха «Первомайский».
На эстраде парка регулярно выступали самодеятельные артисты и коллективы, а также приезжали знаменитые гости: Николай Рыбников, Алла Ларионова, Юрий Левитан, профессора Мигиренко Г.С. и Мешалкин Е.Н. Читали свои лекции лекторы общества «Знание».
Ещё одно памятное место в Первомайском районе — Монумент Славы первомайцам, погибшим в Великой Отечественной войне. Для обсуждения вопроса о строительстве памятника были собраны руководители предприятий района. Когда макет был представлен на обсуждение и одобрен, закипела работа. Активное участие в сооружении памятника принимал коллектив электровозоремонтного завода, многие коллективы района: завод ЖБИ-2, локомотивное депо, отдел коммунального хозяйства, СУ-17, МО-38, школьники школы № 154 во главе с директором Проскура М.П. Стела — памятник была открыта 9 мая 1975 года. Все было готово к открытию, ждали факела, зажженного от Вечного огня у Монумента Славы в честь воинов — сибиряков, погибших в годы войны. Огонь памяти под залпы салюта зажег Стазаев Николай Тимофеевич, полный Кавалер орденов Славы. В 1985 году на заднем плане стелы был установлен большой пилон, с изображением фигур матери и воина.
Ещё одна достопримечательность Первомайского района — памятник паровозу ФД 20-2610, в народе его называют «Паровоз Шолкина». Установлен он по улице Первомайская, в 1984 году.
Павел Дмитриевич Шолкин — машинист паровоза, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР двух созывов, изобретатель, рационализатор. Павла Дмитриевича можно без преувеличения назвать легендарной личностью, профессионалом высочайшего класса. Он постоянно боролся за эффективное использование локомотивного парка. Одновременно с Луниным предложил проводить текущий ремонт паровоза силами поездной бригады, вплоть до изготовления инструментов, запчастей и отдельных деталей; не делать остановки для забора воды в паровоз и проведения техосмотров, что давало возможность увеличить межремонтный пробег локомотива и сократить время доставки грузов. Этот метод назывался лунинско-шолкинским. На дорожных конкурсах паровоз Шолкина постоянно занимал первые места, а во Всесоюзном соревновании ему присваивалось звание «Лучший паровоз сети железных дорог». В честь Павла Дмитриевича названа улица в микрорайоне «Сто домов», установлена мемориальная доска на доме, где он жил и в Локомотивном депо станции Инсксая. Такие люди не уходят, они живут в памяти людской….
Одними из самых протяженных и центральных улиц Первомайского района считаются: улица Героев Революции и Первомайская.