Шрифт
Цвет
Графика
Ханымейский музей

Сказания земли Пуровской

архив
Постоянная экспозиция
#3
На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания, — занятия оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, достаточно теплая и удобная, а также общественный строй, анимистические представления и шаманство, соответствующие определенному уровню развития народа. 

Длительные связи с другими народами оказали свое влияние на культуру ненцев. Преобразования в области хозяйства и культуры, проведенные на Севере за годы советской власти, также внесли значительные изменения в традиционную культуру ненцев. 

Ненцы — самая крупная из малочисленных народностей Севера. Они являются коренным населением трех автономных округов. Их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея, т. е. на весьма обширном пространстве. 

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы, составляющие большую часть народа, занимаются в основном оленеводством. Численность лесных ненцев составляет всего около 2 тысяч человек. 

Возможность изучения культуры лесных ненцев появилось в связи с масштабным освоением нефтяных и газовых месторождений Тюменского Приполярья. А такие города как Губкинский, Ноябрьск, Муравленко построены в буквальном смысле слова на стойбищах лесных ненцев.
#2
#6
Сами лесные ненцы называют себя неща, что в переводе на русский язык означает лесные люди, лесные мужики. В литературе встречаются названия «нещанг», «пянгхасава» и др. Лесные ненцы делятся на четыре рода: Нэващата, Пяк, Вэла, Ивши. Хозяйственная деятельность ненцев связана с традиционными занятиями — оленеводством, рыболовством и охотой. Ведущей отраслью, однако, было и остается оленеводство.
#25
Значение оленеводства было очень велико: помимо использования оленя в качестве транспортного животного, совершенно незаменимого в условиях тундры, ненцы получали от оленей пищу, одежду и жилище, для которых использовались шкуры оленей. Олени издавна находились в собственности отдельных семей или отдельных членов семьи. Для возможности различать оленей, оленеводы имели особые клейма (тамги), которые вырезали ножом на шерсти оленя, на ушах. 
#8
Тамги передавались по наследству от отца к младшему сыну. Другие дети, отделяясь от отца должны были придумать себе новые тамги или видоизменить тамгу отца.

Мы уже упомянули, что охота у ненцев издавна была важной отраслью хозяйства. Существовали коллективные и индивидуальные способы охоты, причем эти способы обычно сосуществовали. Среди индивидуальных способов различались активные (когда охотник преследовал зверя) и пассивные (ловушки). К коллективным способам охоты относились: охота на дикого оленя, на песца загоном, на гусей во время их линьки. Следует отметить бережное отношение ненцев к животному миру и окружающей природе — охотничья добыча, согласно традиции, не превышала жизненно необходимых потребностей. Орудием охоты издавна служили лук и различные ловушки (кляпца, пасть, кулема), ущемляющие (черкан, капкан), стреляющие (самострелы).
#26
Рыболовство является важным источником питания ненцев, особенно в летнее время. Многие орудия промыслов ненцев были заимствованы в процессе освоения этого занятия у русского населения, а на Оби — у хантов.
#27
Однако, несмотря на то, что у ненцев рыболовство никогда не было ведущей отраслью хозяйства и носило в большинстве случаев сезонный характер, в той или иной степени им занимались все ненцы за редким исключением. Основные орудия рыбной ловли у ненцев служили неводы (понга, ёранзь), ставные сети (нямзэхэй, яха понга), переметы и запоры.
#12
В религиозных представлениях господствовала вера в «духов» — хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Верховное небесное божество — демиург Нум — управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя — «Мать земли» — старуха и покровительница, рождающая и хранящая всё живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга, воплощённое мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов — хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения. На священных местах, которыми могли быть камни, утёсы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу. Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.

#30
#29
Почти все ненцы были кочевниками. Основным способом передвижения ненцев во все времена года являлась езда на оленях, запряженных в сани (нарты). Ненецкие нарты по устройству и назначению можно разделить на легковые и грузовые. Легковая мужская нарта употребляется, главным образом, мужчинами для езды налегке. Женская нарта отличается от мужской большей площадью сидения, более высокими копыльями и наличием помимо задней ещё и боковой стенки у сидения. Это обусловлено тем, что на нарте женщины часто ездят с детьми. Грузовые нарты встречаются двух основных видов. Один из них по конструкции приближается к легковым нартам, вторая разновидность нарт значительно отличается от первой.
#32
#14
У ненцев не было постоянных поселений, летом временные стоянки состояли из 5 — 6 чумов. Кочевому образу жизни соответствовал и тип переносного жилья — чум. У ненцев разных районов чум несколько отличался способом скрепления основных шестов, устройством приспособления для подвешивания котла и некоторыми другими деталями. Ненецкий чум состоит из 25-40(иногда из 50) шестов и нескольких покрышек. От числа шестов зависят размеры чума — чем больше шестов, тем вместительнее чум. С другой стороны, размеры чума зависят от материальных возможностей хозяйства, а так же и от численности семьи. Летний чум обычно бывает меньше зимнего. Зимние и летние покрышки для чума различаются.
#33
#16
Существует определенный порядок при установке чума. Прежде всего выбирают место. Выбор места связан с временем года (зимой чум ставят по возможности на укрытых от ветра местах, летом, наоборот на возвышенных, открытых), рельефом местности и другим факторами. Прежде, например, богатые оленеводы ставили свои чумы в отдалении от других чумов, чтобы не мешались между собой оленьи стада, тогда как бедняки, особенно летом, объединялись в стойбища. Большое значение имеет наличие вблизи данного места ягеля, а также реки. 

Установкой чума в прошлом было делом женским, которым помогали девочки — подростки. Сейчас во многих районах женщинам помогают мужчины.
#34
#35
Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. На нём помещают 7 голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался с изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги. 
 
За симзы находится священное место — «си». Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин — это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны. Место «не» — для женщины, оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними хлопотами. Посередине, между не и си, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Ложась спать, мужчина укрывается женской ягушкой. Летом спальное место отгораживают пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют подушками.
#36
#37
Дети лежат рядом с родителями Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, далее — старики и другие члены семьи в том числе и гости. В чуме очень дымно, но летом дым — хорошее спасение от комаров. Дети лежат рядом с родителями Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, далее — старики и другие члены семьи в том числе и гости. В чуме очень дымно, но летом дым — хорошее спасение от комаров. 
 
Чум часто перемещался вместе со своими владельцами с место на место. Поэтому в чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик — толь и ларь. До появления передвижных электростанций для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром, в котором погружался фитиль. Позже появились керосиновые лампы. Для потряхивания снега с обуви и подола верхней одежды у входа в чум находится колотушка. 
 
Для маленьких детей в чуме есть люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкуры оленя и песца. Ребёнок прикреплялся к люльке специальными ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используются и сегодня.
#38
#39
Ненцы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохраняют свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий Севера. Ненецкая меховая одежда отличается совершенно особой архитектоникой. Нередко её декоративная выразительность достигается только за счёт выделения цветовой гаммы. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, не расшитая бисером, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов целого. С большим вкусом используются оттенки всех элементов целого. Также со вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно и ровдуга (замша). 
 
На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов. Особенно ценился красный цвет — цвет крови, огня, солнца — цвет жизни в отличие от чёрного. При пошиве одежды из меха ненцы используют особенности строения кожного и волосяного покрова северного оленя и оригинальный покрой одежды и обуви, что позволяет комфортно чувствовать себя в любую стужу.
#18
#40
Наиболее характерной деталью ненецкого мужского костюма, вот уже на протяжении многих сотен лет, является меховая малица, а женского костюма — ягушка, а основной обувью — пимы и тобаки. Все ягушки и малицы сшиты по одному фасону, а выглядят по-разному. Зависит это от достатка в семье и мастерства хозяйки. 
 
Удобным головным убором ненцев является меховая шапка, её материал и форма удачно приспособлены к суровым климатическим условиям и кочевому быту, потому что ненецкая шапка мягкая, лёгкая, тёплая, достаточно просторная (свободная), удобная при езде на оленях и другой деятельности, связанной с кочевым образом жизни, охраной оленей и охотой. Шапки можно рассматривать как предмет роскоши, мастерски разукрашенные, дополняющие нарядную одежду как женскую, так и мужскую и детскую.
читать дальшескрыть
Ханымейский музей
Телефон
8 (34997) 41-3-44
Официальный сайт
www.hikm.ru
Адрес
Ямало-ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Ханымей, ул.Центральная 3
Посмотреть на карте
Дополнительная информация
Режим работы: пн-пт: 9:00–17:30, обед с 12:30 до 14:00 сб-вс: 13:00–18:00 Стоимость посещения: 85 рублей.
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%
%title%
%title%%type%