Шрифт
Цвет
Графика
Музей В.А. Тропинина

Крошечная выставка

архив
Thu Jul 06 2023 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Thu Sep 28 2023 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
#3

Музей В.А. Тропинина представляет более 160 самых миниатюрных экспонатов из собственного собрания. «Крошечное искусство» часто остается незамеченным и теряется в пространстве масштабных экспозиций. На нашей выставке живописные миниатюры, флорентийские мозаики, камеи, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, оказываются в центре внимания. Созданные мастерами конца XVIII–XIX веков, сегодня эти вещи считаются настоящими произведениями искусства. 

#17
Веклер Е. Я. (1800–1861), «Ваза с цветами». 1840 г., стекло смальтовое цветное, латунь, мозаика
#25

Миниатюры Древнего Востока известны еще с X века, когда красками красного свинца украшали начальные буквы в иллюстрированных рукописях. После изобретения бумаги и начала массового производства тиражных книг книжная миниатюра была вытеснена гравюрой и ксилографией. Видоизменившись, мастерство создания небольших картин стало более камерным, в нём превалируют портрет и пейзаж. Позже миниатюрной росписью украшали шкатулки, табакерки, веера, вставки для кулонов, брошей, зеркал.

#26
«Служба и акафист святителю и чудотворцу Митрофану Воронежскому», вторая четверть XIX века, картон, бумага, кожа, печать
#27

Самые ранние портретные миниатюры предназначались для размещения в медальоне или специальной шкатулке для портретов, а изображения царственных особ в драгоценных оправах были желанной наградой за особые заслуги перед государством. 

#28
Соколов Петр Федорович (1791–1848), «Три детские головки», 1820-е, бумага, акварель
#19
Историк искусства Н.Н. Врангель писал: 
#20
Всем показалось прекрасным, интересным и занимательным иметь дедушек, бабушек, братьев, сестер и любимых всех вместе на пространстве нескольких вершков. Спрятать в карман, в табакерку, вделать в кольцо, в ожерелье, или держать взаперти в шкатулках тех, кто дорог. Ехать на бал, на войну, в далекую дорогу, быть у себя и в гостях — всегда и везде со своими близкими. И если вздумается, то всегда можно вынуть, посмотреть и увидеть любимое.
#29

Наряду с миниатюрными портретами большую популярность приобретают изображения эгломизе. Во второй половине XVIII века французские антиквары назвали технологию декорирования стекла и зеркал «гломиз» — производное от имени Жана Батиста Гломи, который в поисках спроса на свою продукцию окантовывал акварели и рисунки стеклянными рамами, дополняя их гравировкой и декоративными бордюрами, наклеивая ажурную золотую или серебряную фольгу с обратной стороны. 

#30
Неизвестный художник второй половины XVIII века, «Двусторонний медальон с женским и мужским профильными силуэтными портретами», стекло, золочение, лак, гуашь
#21

В конце 80-х годов XVIII века иностранные художники привнесли в российскую моду искусство силуэта. Силуэт, называемый еще и теневым портретом, нес в себе двойную нагрузку: он являлся не только точным изображением профиля конкретного человека, но и был как бы его тенью. Эта «мистическая» составляющая силуэта объясняет его невероятную популярность на рубеже веков, он становится одним из самых массовых жанров среди русского дворянства.

#10

В XIX веке члены императорской семьи привезли из Ватикана в Россию микромозаику — чудесные картинки, выложенные из крошечных кусочков стекла, а в Санкт-Петербурге открыли даже целую мастерскую по производству микромозаики. Миниатюрами, созданными из частичек смальты, инкрустировали украшения, предметы быта и интерьера. Крошечная выставка демонстрирует работы, выполненные в данной технике итальянскими мастерами и русским мозаичистом Г.Я. Веклером.

#31

Миниатюрное искусство носило не только мемориальный, но и прикладной характер, стали популярными роскошные предметы детского, мужского и женского обихода. 

#32
Чашка, конец ХIХ — начало ХХ вв., Вербилки, Товарищество Кузнецова (Гарднера), фарфор, крытье, роспись
#22

В XVIII — начале XIX вв. детские принадлежности были уменьшенными копиями привычных вещей. Некоторые игрушки представляли собой настоящие произведения искусства, и стоили целое состояние. Так, начиная с XVII века, предметом вожделения и детей и взрослых стали кукольные дома, в точности повторявшие поместья заказчиков вплоть до деталей интерьера. Например, миниатюрные чашки и блюдца кукольной фарфоровой посуды производства «Товарищество Кузнецова» также, как и полноразмерные, расписывались, украшались золотом и эмалями. Зачастую маленьким хозяйкам не разрешалось прикасаться к игрушке, стоившей как настоящее поместье.

#33

Роскошные аксессуары мужского и женского быта представлены предметами из резной кости — самым древним видом декоративно-прикладного искусства. Еще на заре своей истории человек делал из костей животных не только иглы, наконечники стрел, гребни, скребки и другие принадлежности, но и ювелирные украшения, сакральные предметы. Со временем интерес к изделиям из кости возрос, став истинным искусством.

#34
Профилированная резная рамка, вторая половина  ХVIII в., Россия, кость, резьба, гравировка
#23

В драгоценности превратились и вышитые микробисером детали дамских туалетов, кошельки, сумочки, записные книжки. 

#35

Занятие вышивкой было неотъемлемой частью бытовой культуры русской дворянской усадьбы XIX века. В России, как и во многих других странах, юных барышень обучали рукоделию с детства. Вышивками ручной работы украшали жилые помещения и в городских особняках, и в загородных поместьях русских дворян. 

#36
«Букет разнообразных цветов», 1820-е гг., Россия, бисер цветной, бисер опаловый, шитье
#24

Вышивание считалось одним из немногих подобающих видов рукоделия дамам высшего света.

#37

На выставке произведения мастеров миниатюристов дополняют малоформатные графические и живописные работы Ф. Кюнеля, В. Поленова, И. Айвазовского, Р. Жуковского, П. Соколова, В. Гау и других художников.

Миниатюрное искусство обладает особым очарованием и магией, этот крошечный мир полон «интимной прелести».

#38
Айвазовский Иван Константинович (1817–1900), «Море в бурный день», 1881, холст, масло
#15

У посетителей выставки есть уникальная возможность взглянуть на маленькие шедевры под особым углом зрения, индивидуально каждому из нас.

читать дальшескрыть
Музей В.А. Тропинина
Телефон
+7 (495) 959-11-03
Официальный сайт
http://www.museum-tropinina.ru/
Адрес
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
Посмотреть на карте
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%
%title%
%title%%type%