Шрифт
Цвет
Графика
архив
#2
В конце XVIII — начале XIX века Москву называли «отставной столицей». Здесь, вдали от шумного Петербурга спокойно доживали свой век бывшие вельможи Екатерины II, Павла I, а затем и Александра I. А также — сановники, отставленные её сыном и внуком. Смены мод, архитектурных стилей, бурное развитие просвещения, небывалый взлёт литературного творчества и типографского дела — всё это черты московской жизни того времени. Живой портрет города конца XVIII — начала XIX века запечатлел в своих работах чудесный французский живописец, акварелист, видописец Жерар Делабарт.

То время для Москвы было стремительным и ярким. Сменялись моды и стили жизни. Желанными гостями любого приличного дома стали студенты и профессора Московского университета, писатели и журналисты. Несколько газет, десяток журналов, сотни учебных и популярных книг каждый год выходили из типографий. Образование становилось популярным. И в то же время, рос интерес к своей родной, русской истории, к своему языку, к древней культуре. 
 
Решительно менялась архитектура города. Между деревянными, почти деревенскими домиками уже пролегли широкие улицы, на которых возвышались дворцы в новейшем классическом стиле. Ещё стояла поросшая деревцами кирпичная стена Китай-города, а на месте старых стен Белого города устраивали бульвары. Немощёные улицы часто тонули в грязи, но главная Красная площадь уже гордилась регулярной планировкой, мостовой и фонарями. Воображение поражали золочёные главы множества храмов, суровая и резная красота памятников старины. Словом, это был самобытный, чудесный, ни на какой другой не похожий город. 

Москве повезло: виды этого необыкновенного города в то необыкновенное время запечатлел в своих работах чудесный французский видописец Жерар Делабарт. По собственному желанию художник писал «портрет городского пространства»: небо Москвы высоко, воздух чист, река полноводна, окрестности привольны. И люди в его работах — не просто фигуры. Он пишет ландшафты, но главное в них — «сцены благородных и простонародных увеселений» с участием «разного звания людей». 

Гравюры с картин Делабарта не сохранили, к сожалению, всех деталей его живописных и акварельных работ. Персонажи, изображённые художником, не со всей точностью и даже не все присутствуют на графических листах. Но эстампы всё же передают множество характерных деталей московского быта, облика горожан разных званий, их обычаев.
читать дальшескрыть
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%
%title%
%title%%type%