Шрифт
Цвет
Графика
Ижемский музей

Ижемские женские головные уборы

архив
Постоянная экспозиция
#3
Традиционные женские головные уборы конца XIX — начала XX века
#4
Коллекция традиционных женских головных уборов Ижемского историко-краеведческого музея может и не такая значительная, но эти головные уборы поистине являются уникальными. Вместе с платками конца 19 — начала 20 века, насчитывается более четырех десятков единиц хранения. Составляют их в основном праздничные уборы, которые ценились за красоту, бережно хранились и передавались по наследству. Также они представляли собой и материальную ценность. В своей «Путевой заметке» архангельский губернатор А.П. Энгельгардт отмечает: «Само собой разумеется, эти уборы сравнительно дорогие, встречаются у более богатых, главным образом в Ижме и Мохче». Повседневные же шились из простых тканей и долго не хранились.

Головной убор является одной из важнейших составляющих костюма, и именно он дает исчерпывающую информацию о возрасте и социальном положении женщины. Сразу надо отметить, что головные уборы ижемских коми сходны с северорусскими, и почти как повсеместно, делятся на девичьи и женские. Их можно рассмотреть и раскрыть в процессе венчания, т. к. в Ижемском свадебном обряде женщины меняли головной убор несколько раз.
 
К девичьим относятся атласная лента или сложенный треугольником и скрученный в тугой валик репсовый либо шелковый платок (иж. ныы юр), которому придавали форму венка. Волосы при этом оставляли открытыми. Именно в таком головном уборе выходила невеста к жениху при малом рукобитье, тем самым показывая свое согласие на будущий брак.
 
При большом рукобитье, невесте расплетают волосы и одевают на голову налобный венец (иж. юрной, нойюр, бисераюр). Данный головной убор является очень специфичным, ярким и красивым. Форма юрноя представляет собой очелье (без дна) на твердой основе. Основа юрноя сделана из бересты и обтянута сукном красного цвета. На голове юрной закрепляется за счет широкой полоски из ткани. Очелье расшито бисером, речным жемчугом, медными блестками по красному фону. Нанизанные бисером геометрические фигуры в виде кругов, овалов, крестов, розеток с лучами несут в себе большую смысловую нагрузку. Убор невесты выступал в качестве пожелания счастливой семейной жизни, а также означал и жизнь до замужества у отца и матери, которая была красочной, яркой, беззаботной.
 
Преображение девушки в замужнюю женщину завершалось ритуалом надевания треюка-ошувки (иж. рöча юр, рогули, ӧшыбка, ошувка), мягкого типа головного убора, обычно прямоугольной или трапециевидной формы. Укрепляли его на голове завязками, а сзади пришивали ленты. Данный головной убор надевали на волосник, обвязывали платком, завернутым в жгут. По сведениям некоторых информантов, после венчания платок повязывается спереди, а кисти спадали на лицо девушки. Узел означал, что она уже замужем, но еще девственница. Были и другие варианты подвязывания треюка, когда сложенный лентой платок проходит через затылок, перекручивается спереди надо лбом и завязывается на затылке, либо просто посредством платка завязывался на затылке. По мнению этнографа В.Н.Белицер, обычно треюк-ошувку шили из парчи или украшали ручной вышивкой из золотых и серебряных нитей. Эти изделия злотошвейного производства вышивали часто сами ижемки, но по русским образцам из Великого Устюга, Торжка и других северных районов России, где существовал данный вид производства. Применяя одинаковую с русскими технику шитья золотом, ижемки вносили своеобразие в узоры, а иногда вместо вышивки золотыми нитками применяли аппликацию из парчи. В коллекции Ижемского музея имеются головные уборы различных вариантов оформления. Рисунок вышивки встречается растительный, например, с символикой винограда, раскрывающей радость и красоту сотворения семьи, розой — символом сердца, романтической и чувственной любви. Среди орнаментов встречается и стилизованное изображение личины, обрамленной оленьими рогами с многочисленными отростками.
 
По сведениям информантов, ошувку носили два дня, а на третий день молодая выходила в другом наряде, с повязанным на голове платком (иж. бабаюр). Это покрытие головы, когда женщина поверх чепца (иж. вӧлэсник) из хлопчатобумажной ткани надевала чепец из более плотной ткани (иж. кокошник) и повязывала сверху платком или шалью. Кокошник — шапочка овальной формы, который шили из бархата, чаще темно-красного цвета с каплевидным донцем и круглой завязкой, которая перекручивается на затылке, затем надо лбом и закрепляется сзади. Подклад кокошника из хлопчатобумажной ткани. В переднюю часть данного убора вкладывается валик из ткани (иж.кишка), для поддержания формы. Круглое дно кокошника вышивали золотыми и серебряными нитями. На всех кокошниках коллекции прослеживаются зооморфные мотивы. По мнению О.Н.Смирновой, орнамент означал стилизованный образ женщины-роженицы (существа в позе лягушки — символа плодородия женщины и природы) или «золоторогого оленя». По легенде образ волшебного оленя, несущего на своих рогах солнце, близок образу «Роженицы», женщины матери, прародительницы, приносящей в мир свет любви.
 
Самым популярным головным убором всех женщин в конце XІX — начале XX вв. был платок. Коллекция дореволюционных платков в собрании Ижемского музея насчитывает 8 предметов. Среди ижемок бытовали полушелковые (репсовые) платки с кистями (иж.сыръя чышьян). Это русские платки Богородского уезда конца 19 века со сложным декором в стиле ампир. Крупные цветы, листья папоротника и ветки цветущих акаций, окруженные богатым орнаментом, создают пышность и торжественность, а длинная шёлковая бахрома дополняет неповторимую красоту. Сочетание растительного рисунка и фона могли быть красно-зеленым, сине-желтым, фиолетово-оранжевым, малиново-зеленым. Встречаются экземпляры с вышитыми в центре и по углам букетами цветов поверх основного рисунка. Хотя данные платки были распространены повсеместно, свой пик популярности они получили именно на Ижме. Они были очень дорогие и считались самыми красивыми. Платки коми женщины берегли как зеницу ока, не стирали, т. к. боялись испортить, просто выветривали. Стандартными считались платки с 8 пядями, а бывали и 12-пядевые платки, которые очень ценились.
 
В зимний период поверх бабаюра надевали пуховые платки, которые сами вязали или покупали у местных мастериц. 
читать дальшескрыть
Ижемский музей
Телефон
8(82140)94682
Официальный сайт
https://museum-izhma.ru/
Адрес
Республика Коми Ижемский район, с.Ижма, ул.Советская 17
Посмотреть на карте
Дополнительная информация
Режим работы: Пн — Чт — 9.00-17.00, Пт — 9.00-16.00, Вс — 11.00-16.00, Суббота — выходной
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%