Коллекция традиционных женских головных уборов Ижемского историко-краеведческого музея может и не такая значительная, но эти головные уборы поистине являются уникальными. Вместе с платками конца 19 — начала 20 века, насчитывается более четырех десятков единиц хранения. Составляют их в основном праздничные уборы, которые ценились за красоту, бережно хранились и передавались по наследству. Также они представляли собой и материальную ценность. В своей «Путевой заметке» архангельский губернатор А.П. Энгельгардт отмечает: «Само собой разумеется, эти уборы сравнительно дорогие, встречаются у более богатых, главным образом в Ижме и Мохче». Повседневные же шились из простых тканей и долго не хранились.
Головной убор является одной из важнейших составляющих костюма, и именно он дает исчерпывающую информацию о возрасте и социальном положении женщины. Сразу надо отметить, что головные уборы ижемских коми сходны с северорусскими, и почти как повсеместно, делятся на девичьи и женские. Их можно рассмотреть и раскрыть в процессе венчания, т. к. в Ижемском свадебном обряде женщины меняли головной убор несколько раз.
К девичьим относятся атласная лента или сложенный треугольником и скрученный в тугой валик репсовый либо шелковый платок (иж. ныы юр), которому придавали форму венка. Волосы при этом оставляли открытыми. Именно в таком головном уборе выходила невеста к жениху при малом рукобитье, тем самым показывая свое согласие на будущий брак.
При большом рукобитье, невесте расплетают волосы и одевают на голову налобный венец (иж. юрной, нойюр, бисераюр). Данный головной убор является очень специфичным, ярким и красивым. Форма юрноя представляет собой очелье (без дна) на твердой основе. Основа юрноя сделана из бересты и обтянута сукном красного цвета. На голове юрной закрепляется за счет широкой полоски из ткани. Очелье расшито бисером, речным жемчугом, медными блестками по красному фону. Нанизанные бисером геометрические фигуры в виде кругов, овалов, крестов, розеток с лучами несут в себе большую смысловую нагрузку. Убор невесты выступал в качестве пожелания счастливой семейной жизни, а также означал и жизнь до замужества у отца и матери, которая была красочной, яркой, беззаботной.
Преображение девушки в замужнюю женщину завершалось ритуалом надевания треюка-ошувки (иж. рöча юр, рогули, ӧшыбка, ошувка), мягкого типа головного убора, обычно прямоугольной или трапециевидной формы. Укрепляли его на голове завязками, а сзади пришивали ленты. Данный головной убор надевали на волосник, обвязывали платком, завернутым в жгут. По сведениям некоторых информантов, после венчания платок повязывается спереди, а кисти спадали на лицо девушки. Узел означал, что она уже замужем, но еще девственница. Были и другие варианты подвязывания треюка, когда сложенный лентой платок проходит через затылок, перекручивается спереди надо лбом и завязывается на затылке, либо просто посредством платка завязывался на затылке. По мнению этнографа В.Н.Белицер, обычно треюк-ошувку шили из парчи или украшали ручной вышивкой из золотых и серебряных нитей. Эти изделия злотошвейного производства вышивали часто сами ижемки, но по русским образцам из Великого Устюга, Торжка и других северных районов России, где существовал данный вид производства. Применяя одинаковую с русскими технику шитья золотом, ижемки вносили своеобразие в узоры, а иногда вместо вышивки золотыми нитками применяли аппликацию из парчи. В коллекции Ижемского музея имеются головные уборы различных вариантов оформления. Рисунок вышивки встречается растительный, например, с символикой винограда, раскрывающей радость и красоту сотворения семьи, розой — символом сердца, романтической и чувственной любви. Среди орнаментов встречается и стилизованное изображение личины, обрамленной оленьими рогами с многочисленными отростками.
По сведениям информантов, ошувку носили два дня, а на третий день молодая выходила в другом наряде, с повязанным на голове платком (иж. бабаюр). Это покрытие головы, когда женщина поверх чепца (иж. вӧлэсник) из хлопчатобумажной ткани надевала чепец из более плотной ткани (иж. кокошник) и повязывала сверху платком или шалью. Кокошник — шапочка овальной формы, который шили из бархата, чаще темно-красного цвета с каплевидным донцем и круглой завязкой, которая перекручивается на затылке, затем надо лбом и закрепляется сзади. Подклад кокошника из хлопчатобумажной ткани. В переднюю часть данного убора вкладывается валик из ткани (иж.кишка), для поддержания формы. Круглое дно кокошника вышивали золотыми и серебряными нитями. На всех кокошниках коллекции прослеживаются зооморфные мотивы. По мнению О.Н.Смирновой, орнамент означал стилизованный образ женщины-роженицы (существа в позе лягушки — символа плодородия женщины и природы) или «золоторогого оленя». По легенде образ волшебного оленя, несущего на своих рогах солнце, близок образу «Роженицы», женщины матери, прародительницы, приносящей в мир свет любви.
Самым популярным головным убором всех женщин в конце XІX — начале XX вв. был платок. Коллекция дореволюционных платков в собрании Ижемского музея насчитывает 8 предметов. Среди ижемок бытовали полушелковые (репсовые) платки с кистями (иж.сыръя чышьян). Это русские платки Богородского уезда конца 19 века со сложным декором в стиле ампир. Крупные цветы, листья папоротника и ветки цветущих акаций, окруженные богатым орнаментом, создают пышность и торжественность, а длинная шёлковая бахрома дополняет неповторимую красоту. Сочетание растительного рисунка и фона могли быть красно-зеленым, сине-желтым, фиолетово-оранжевым, малиново-зеленым. Встречаются экземпляры с вышитыми в центре и по углам букетами цветов поверх основного рисунка. Хотя данные платки были распространены повсеместно, свой пик популярности они получили именно на Ижме. Они были очень дорогие и считались самыми красивыми. Платки коми женщины берегли как зеницу ока, не стирали, т. к. боялись испортить, просто выветривали. Стандартными считались платки с 8 пядями, а бывали и 12-пядевые платки, которые очень ценились.
В зимний период поверх бабаюра надевали пуховые платки, которые сами вязали или покупали у местных мастериц.
Головной убор является одной из важнейших составляющих костюма, и именно он дает исчерпывающую информацию о возрасте и социальном положении женщины. Сразу надо отметить, что головные уборы ижемских коми сходны с северорусскими, и почти как повсеместно, делятся на девичьи и женские. Их можно рассмотреть и раскрыть в процессе венчания, т. к. в Ижемском свадебном обряде женщины меняли головной убор несколько раз.
К девичьим относятся атласная лента или сложенный треугольником и скрученный в тугой валик репсовый либо шелковый платок (иж. ныы юр), которому придавали форму венка. Волосы при этом оставляли открытыми. Именно в таком головном уборе выходила невеста к жениху при малом рукобитье, тем самым показывая свое согласие на будущий брак.
При большом рукобитье, невесте расплетают волосы и одевают на голову налобный венец (иж. юрной, нойюр, бисераюр). Данный головной убор является очень специфичным, ярким и красивым. Форма юрноя представляет собой очелье (без дна) на твердой основе. Основа юрноя сделана из бересты и обтянута сукном красного цвета. На голове юрной закрепляется за счет широкой полоски из ткани. Очелье расшито бисером, речным жемчугом, медными блестками по красному фону. Нанизанные бисером геометрические фигуры в виде кругов, овалов, крестов, розеток с лучами несут в себе большую смысловую нагрузку. Убор невесты выступал в качестве пожелания счастливой семейной жизни, а также означал и жизнь до замужества у отца и матери, которая была красочной, яркой, беззаботной.
Преображение девушки в замужнюю женщину завершалось ритуалом надевания треюка-ошувки (иж. рöча юр, рогули, ӧшыбка, ошувка), мягкого типа головного убора, обычно прямоугольной или трапециевидной формы. Укрепляли его на голове завязками, а сзади пришивали ленты. Данный головной убор надевали на волосник, обвязывали платком, завернутым в жгут. По сведениям некоторых информантов, после венчания платок повязывается спереди, а кисти спадали на лицо девушки. Узел означал, что она уже замужем, но еще девственница. Были и другие варианты подвязывания треюка, когда сложенный лентой платок проходит через затылок, перекручивается спереди надо лбом и завязывается на затылке, либо просто посредством платка завязывался на затылке. По мнению этнографа В.Н.Белицер, обычно треюк-ошувку шили из парчи или украшали ручной вышивкой из золотых и серебряных нитей. Эти изделия злотошвейного производства вышивали часто сами ижемки, но по русским образцам из Великого Устюга, Торжка и других северных районов России, где существовал данный вид производства. Применяя одинаковую с русскими технику шитья золотом, ижемки вносили своеобразие в узоры, а иногда вместо вышивки золотыми нитками применяли аппликацию из парчи. В коллекции Ижемского музея имеются головные уборы различных вариантов оформления. Рисунок вышивки встречается растительный, например, с символикой винограда, раскрывающей радость и красоту сотворения семьи, розой — символом сердца, романтической и чувственной любви. Среди орнаментов встречается и стилизованное изображение личины, обрамленной оленьими рогами с многочисленными отростками.
По сведениям информантов, ошувку носили два дня, а на третий день молодая выходила в другом наряде, с повязанным на голове платком (иж. бабаюр). Это покрытие головы, когда женщина поверх чепца (иж. вӧлэсник) из хлопчатобумажной ткани надевала чепец из более плотной ткани (иж. кокошник) и повязывала сверху платком или шалью. Кокошник — шапочка овальной формы, который шили из бархата, чаще темно-красного цвета с каплевидным донцем и круглой завязкой, которая перекручивается на затылке, затем надо лбом и закрепляется сзади. Подклад кокошника из хлопчатобумажной ткани. В переднюю часть данного убора вкладывается валик из ткани (иж.кишка), для поддержания формы. Круглое дно кокошника вышивали золотыми и серебряными нитями. На всех кокошниках коллекции прослеживаются зооморфные мотивы. По мнению О.Н.Смирновой, орнамент означал стилизованный образ женщины-роженицы (существа в позе лягушки — символа плодородия женщины и природы) или «золоторогого оленя». По легенде образ волшебного оленя, несущего на своих рогах солнце, близок образу «Роженицы», женщины матери, прародительницы, приносящей в мир свет любви.
Самым популярным головным убором всех женщин в конце XІX — начале XX вв. был платок. Коллекция дореволюционных платков в собрании Ижемского музея насчитывает 8 предметов. Среди ижемок бытовали полушелковые (репсовые) платки с кистями (иж.сыръя чышьян). Это русские платки Богородского уезда конца 19 века со сложным декором в стиле ампир. Крупные цветы, листья папоротника и ветки цветущих акаций, окруженные богатым орнаментом, создают пышность и торжественность, а длинная шёлковая бахрома дополняет неповторимую красоту. Сочетание растительного рисунка и фона могли быть красно-зеленым, сине-желтым, фиолетово-оранжевым, малиново-зеленым. Встречаются экземпляры с вышитыми в центре и по углам букетами цветов поверх основного рисунка. Хотя данные платки были распространены повсеместно, свой пик популярности они получили именно на Ижме. Они были очень дорогие и считались самыми красивыми. Платки коми женщины берегли как зеницу ока, не стирали, т. к. боялись испортить, просто выветривали. Стандартными считались платки с 8 пядями, а бывали и 12-пядевые платки, которые очень ценились.
В зимний период поверх бабаюра надевали пуховые платки, которые сами вязали или покупали у местных мастериц.