В зале «Иудаизм» постоянной экспозиции музея представлены памятники еврейской материальной культуры XVIII — начала XX вв. — предметы для религиозных обрядов и магических практик, а также для украшения домашнего интерьера, созданные в Европе и в Иерусалиме. Все эти предметы хранят память об Иерусалимском Храме в своих формах, декоре, и даже в названиях; рассказывают о библейских временах, но не прямо, так как относятся к совершенно другой эпохе, а опосредовано.
До настоящего времени еврейское Священное Писание — Танах (Тора, Невиим и Ктувим — Пятикнижие Моисеево, Пророки и Писания) остается единственным источником для гипотез о местоположении и архитектуре здания, называемого Первым храмом. Он был возведен царем Шломо (Соломоном) в 950 г. до н. э. и разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э., после чего значительная часть населения Иудеи была насильственно переселена в Вавилонию. В Танахе имеются также сведения о Втором храме — отстроенном заново в 516 г. до н. э. с разрешения персидского царя Кира II, покорившего Вавилонию и позволившего евреям вернуться из плена. Археологические памятники дают возможность составить полноценное представление только о том, каким стал Второй храм после грандиозной реконструкции всего храмового комплекса, начатой царем Иудеи Иродом около 20 г. до н. э. К таковым памятникам можно отнести Западную стену — уцелевшую часть подпорной стены, возведенной вокруг Храмовой горы. Ее изображение можно увидеть на двух предметах, представленных в экспозиции.
После разрушения Второго храма римлянами в 70 г. н. э. средоточием святости были признаны свитки Торы. Синагоги выступили наследницами Храма, а синагогальный богослужебный ритуал, важнейшей частью которого является публичное чтение свитка Торы, воплотил в себе память о Храме. В эпоху древнего иудаизма свитки Торы выглядели иначе, чем тот, который представлен в экспозиции. Изначально каждая из пяти книг Торы была написана на отдельном свитке из папируса. Когда в первые века нашей эры отказались от ломкого папируса и начали писать Тору на пергамене, возникла традиция использовать для публичного богослужения только свиток, включающий все Пятикнижие. Этому правилу следуют и в наше время, хотя теперь свиток Торы крепится и скручивается на двух древках, а не на одном, как в эпоху поздней античности или раннем Средневековье.
В XVII в. сформировалась устойчивая иконографическая программа декора еврейских церемониальных предметов, предназначенных как для синагогальных, так и для домашних религиозных обрядов. Экспозиция позволяет судить о том, какую важную роль в этой программе играли символические образы Храма: например, композиции со Скрижалями Завета, а также изображения библейских персонажей и сюжетных сцен. Важное место в этой программе занимает кульминационная сцена библейской истории о том, как Авраам, первый из праотцев еврейского народа, выполняя повеление Бога, готовился принести в жертву своего сына Ицхака (Исаака) на горе Мория. Изображение этой сцены косвенно связано с символическим образом Храма, так как гора Мория традиционно отождествляется с Храмовой горой.
Иконографическим источником изображений такого рода на еврейских церемониальных предметах были, главным образом, еврейские рукописные и печатные книги XVI–XVIII вв., в первую очередь, издания «Пасхальной агады» (ивр.: Пасхальное предание) — сборника текстов для чтения во время пасхальной трапезы с перечнем ее обрядов, молитвами, благословениями, песнопениями и комментариями к отрывкам из Торы, связанным с темой исхода евреев из Египта.
До настоящего времени еврейское Священное Писание — Танах (Тора, Невиим и Ктувим — Пятикнижие Моисеево, Пророки и Писания) остается единственным источником для гипотез о местоположении и архитектуре здания, называемого Первым храмом. Он был возведен царем Шломо (Соломоном) в 950 г. до н. э. и разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э., после чего значительная часть населения Иудеи была насильственно переселена в Вавилонию. В Танахе имеются также сведения о Втором храме — отстроенном заново в 516 г. до н. э. с разрешения персидского царя Кира II, покорившего Вавилонию и позволившего евреям вернуться из плена. Археологические памятники дают возможность составить полноценное представление только о том, каким стал Второй храм после грандиозной реконструкции всего храмового комплекса, начатой царем Иудеи Иродом около 20 г. до н. э. К таковым памятникам можно отнести Западную стену — уцелевшую часть подпорной стены, возведенной вокруг Храмовой горы. Ее изображение можно увидеть на двух предметах, представленных в экспозиции.
После разрушения Второго храма римлянами в 70 г. н. э. средоточием святости были признаны свитки Торы. Синагоги выступили наследницами Храма, а синагогальный богослужебный ритуал, важнейшей частью которого является публичное чтение свитка Торы, воплотил в себе память о Храме. В эпоху древнего иудаизма свитки Торы выглядели иначе, чем тот, который представлен в экспозиции. Изначально каждая из пяти книг Торы была написана на отдельном свитке из папируса. Когда в первые века нашей эры отказались от ломкого папируса и начали писать Тору на пергамене, возникла традиция использовать для публичного богослужения только свиток, включающий все Пятикнижие. Этому правилу следуют и в наше время, хотя теперь свиток Торы крепится и скручивается на двух древках, а не на одном, как в эпоху поздней античности или раннем Средневековье.
В XVII в. сформировалась устойчивая иконографическая программа декора еврейских церемониальных предметов, предназначенных как для синагогальных, так и для домашних религиозных обрядов. Экспозиция позволяет судить о том, какую важную роль в этой программе играли символические образы Храма: например, композиции со Скрижалями Завета, а также изображения библейских персонажей и сюжетных сцен. Важное место в этой программе занимает кульминационная сцена библейской истории о том, как Авраам, первый из праотцев еврейского народа, выполняя повеление Бога, готовился принести в жертву своего сына Ицхака (Исаака) на горе Мория. Изображение этой сцены косвенно связано с символическим образом Храма, так как гора Мория традиционно отождествляется с Храмовой горой.
Иконографическим источником изображений такого рода на еврейских церемониальных предметах были, главным образом, еврейские рукописные и печатные книги XVI–XVIII вв., в первую очередь, издания «Пасхальной агады» (ивр.: Пасхальное предание) — сборника текстов для чтения во время пасхальной трапезы с перечнем ее обрядов, молитвами, благословениями, песнопениями и комментариями к отрывкам из Торы, связанным с темой исхода евреев из Египта.