Пензенская библиотека им. М.Ю. Лермонтова
Библия для бедных
архив
15 декабря 2022—27 февраля 2023#2
#1
Лубок — русская народная картинка — художественный, печатный и полиграфический вид искусства появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол» (1564 г.). Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как картинка-азбука, картинка-рассказ.
Василий Корень был белорусом из города Дубровно Витебской области, переселившимся в Россию в 1661 г., а с 1671 г. стал жителем московской Мещанской слободы. Он прибыл в Россию совсем молодым и именно здесь сложился как мастер гравирования. Темой графической серии Библии является «Сотворение мира». В основе народного идеала гармонически устроенного мира — одно из наиболее фундаментальных представлений человеческой культуры.
Один из первых, кто занялся собиранием лубка в России и изучением истории гравирования был историк искусства и коллекционер Дмитрий Александрович Ровинский. Именно он открыл для российской и мировой общественности жемчужину русского лубка, фактически первую серийную работу, с которой начинался русский лубок, — «Библию для бедных» (1692-1696) Василия Кореня, предназначавшаяся для «бедных» — то есть, не умеющих читать и писать.
Библия состоит из 36 листов гравюр, посвященных сотворению и концу мира, устройству Вселенной, отношениям Бога, дьявола и человека. Размер оттисков в книге Бытия колеблется от листа к листу, достигая 36×29 см, в Апокалипсисе — 39×30,5 см; размер листов с полями 39,8×32 см.
Василий Корень был белорусом из города Дубровно Витебской области, переселившимся в Россию в 1661 г., а с 1671 г. стал жителем московской Мещанской слободы. Он прибыл в Россию совсем молодым и именно здесь сложился как мастер гравирования. Темой графической серии Библии является «Сотворение мира». В основе народного идеала гармонически устроенного мира — одно из наиболее фундаментальных представлений человеческой культуры.
Работа по воспроизведению — реконструкции Библии, предпринятая художниками — мастерами Мастерской народной графики, потребовала значительных усилий и времени. Предстояло заново вырезать изображения в соответствии с техникой мастера-гравёра В. Кореня. Благодаря работе коллектива художников Мастерской народной графики под руководством Виктора Петровича Пензина, Библия была реконструирована. На воплощение задуманного ушло почти десять лет (1982–1991гг).
#6
В 1993 г. делегация Комитета культуры Правительства Москвы была принята в Ватикане Папой Иоанном Павлом II. Понтифику была вручена восстановленная «Мастерской» Библия, ныне хранящаяся в Ватиканской Пинакотеке.
#8
читать дальшескрыть

Адрес
Открыть в приложении
Поделиться