Средняя Азия — загадочный мусульманский мир. Дворцы, кумирни, мавзолеи, медресе создают неповторимый архитектурный облик этой области. Красивые монументальные строения с давних пор привлекали своей экзотичностью русских исследователей, художников, фотографов.
Во второй половине XIX в. в результате серии военных походов Средняя Азия вошла в состав Российской империи. С первых лет присоединения новых земель российская власть стремилась к закреплению влияния и изучению географических, этнографических, культурных особенностей этого региона.
Изучение архитектуры Средней Азии со второй половины XIX в. стало сопровождаться фотофиксацией. На стеклянных пластинах запечатлевали общие виды городов, отдельные здания, сооружения, а также части фасадов и интерьеры. Культовые постройки Средней Азии фотографировались не только в научных, но и в политических целях. Важно было показать влияние Российской империи на новых территориях. Съёмкой занимались военные, топографы, профессиональные фотографы, кроме того, в регионе работало немало фотографов-любителей.
Фотодокументы из фонда ДВГНБ содержат ценный материал, касающийся культуры Средней Азии.
По фотографиям конца XIX в. можно составить представление о том, как выглядели города и архитектурные памятники мусульманского мира почти полтора столетия назад. Выставка «Архитектура Средней Азии в фотообъективе» знакомит с известными достопримечательностями Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента. Посетители выставки смогут увидеть архитектурный ансамбль Шахи-Зинда, медресе Шердор, мавзолей Гур-Эмир, Ширбудунский дворец, минарет Кальта-Минар и другие шедевры среднеазиатского зодчества.