Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Российские художники за границей и их картины

#1
Художники из России часто бывали в других странах, подолгу жили там и писали картины. Одни, как Карл Брюллов и Илья Репин, отправлялись в пенсионерские поездки — путешествия за счет Академии художеств, в которых они должны были изучать зарубежное искусство и создавать собственные полотна. Другие, как Василий Верещагин, уезжали из России по службе. Рассказываем о пяти известных картинах, над которыми их авторы работали вдали от родины.
#2

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1827–1833

#23
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
#3
В октябре 79 года нашей эры произошло разрушительное извержение вулкана Везувий. Города Помпеи и Геркуланум, виллы Стабии и окрестные деревни накрыло многометровым слоем вулканического пепла и обломков породы. Погибли тысячи жителей
#4
В огромной и черной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскололась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но только небывалой величины. <…> …Пепел посыпался частым тяжелым дождем. Мы все время вставали и стряхивали его, иначе нас покрыло бы им и раздавило под его тяжестью. Те, кто присел отдохнуть, встать уже не могли.
Плиний Младший
#5
Регулярные раскопки в окрестностях Везувия начались в 1748 году и продолжались до первой половины XIX века. В 1820-е годы тема стала популярной в искусстве: живописец Джон Мартин создал полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума», а композитор Джованни Пачини написал оперу «Последний день Помпеи».

В 1822 году братья Брюлловы, архитектор Александр и художник Карл, окончили Императорскую Академию художеств и отправились в четырехлетнюю поездку по Европе — изучать современное искусство и набираться опыта. В 1823-м они сняли небольшую мастерскую в Риме. Александр Брюллов поехал на раскопки Помпей и добился разрешения от короля Неаполя зарисовать только что раскрытые археологами термы — общественные бани.

В это время Карл Брюллов работал в Риме над жанровыми картинами и копировал фреску Рафаэля «Афинская школа». Он считался подающим надежды художником и, чтобы стать мастером, должен был создать собственное большое произведение.

В 1827 году Карл Брюллов приехал в Помпеи. Во время осмотра руин он захотел написать картину, посвященную гибели города. Это желание финансово поддержали меценат Анатолий Демидов, графини Мария Разумовская и Юлия Самойлова — она же стала прототипом нескольких персонажей картины.

Над «Последним днем Помпеи» Брюллов работал шесть лет. С 1827 по 1830 год он читал документы о катастрофе, создавал эскизы и этюды, разрабатывал композицию.
#6
Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину…
Из письма Карла Брюллова
#7
С 1830 по 1833 год Брюллов писал картину на холсте размером 4,5 на 6,5 метра. К этому времени слухи о «Последнем дне Помпеи» разлетелись по всему Риму, и первые успешные показы Брюллов устраивал в мастерской. Весной 1834-го картина приехала на Парижский салон, летом того же года — в Россию. Император Николай I получил картину в подарок от Анатолия Демидова, впечатлился масштабом и успехом работы в Европе и потребовал, чтобы художник вернулся на родину. Но Карл Брюллов приехал в Россию только в 1836-м, после чего остался работать в Петербурге.
#8

Александр Иванов. «Явление Христа народу». 1837–1857

#24
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
#9
Александр Иванов, как и братья Брюлловы, учился в Академии художеств. В 1830 году он отправился в пенсионерскую поездку от Общества поощрения художников: побывал в Дрездене, а затем приехал в Рим. По заданию Общества Иванов должен был скопировать фреску Микеланджело «Сотворение Адама», а затем начать работу над собственной картиной.

В 1833 году под большим впечатлением от фресок Сикстинской капеллы Иванов задумал написать полотно, главной темой которого стало бы явление Мессии — Иисуса Христа.
#10
На первых страницах увидел я сущность всего Евангелия — увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приуготовить народ к принятию учения Мессии и наконец лично представить его народу! Сей-то последний момент выбираю я предметом картины, т. е. когда Иоанн, увидев Христа, идущего к нему, говорит народу: «Се агнец Божий» <…> Предмет сей никем еще не делан, следовательно, будет интересен уже и по новизне своей.
Из письма Александра Иванова
#11
Перед работой над полотном был подготовительный этап: Иванов написал двухфигурную композицию «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» и в мае 1836 года отправил ее в Петербург. Картину хорошо приняли, Иванову присвоили звание академика и продлили время пребывания в Европе на два года.

«Явление Мессии» Иванов начал, не дожидаясь одобрения от Общества поощрения художников. В 1837 году, несмотря на бедность, он заказал огромный холст «вышиною 8 аршин, а шириною десять с половиною» — 5,4 на 7,5 метра — и снял мастерскую.
 
Общая композиция «Явления Мессии» была готова к концу 1830-х: на берегу реки Иордан собрались будущие апостолы, богатые и бедные иудеи, фарисеи, путники и римские солдаты, а Иоанн Креститель указывал им на приближающегося по дороге Иисуса Христа.

В 1838 году Общество одобрило идею будущей картины и назначило Иванову денежное содержание еще на год. В декабре этого же года мастерскую художника посетил цесаревич Александр Николаевич — будущий император Александр II. Он велел дать художнику содержание еще на три года с условием, что завершенная картина будет принадлежать ему. Иванов продолжал писать.
#12
Он также работает медленно, вздумывается в предмет свой и до тех пор бывает недоволен лицом, пока не даст ему особенного меткого выражения, пока не выскажет чертами главную мысль души его.
Степан Шевырев, литературный критик
#13
В 1841 году художнику пришлось на несколько лет прерваться из-за болезни глаз, но с 1845-го Иванов снова работал над «Явлением» и серией «Библейские эскизы», писал жанровые сцены.
 
В 1857 году картина была завершена, а в мае 1858-го ее доставили в Петербург — путешествие через Францию и Германию заняло почти пять месяцев. Вместе с «Явлением» приехал и сам Александр Иванов — он вернулся на родину спустя 28 лет. После петербургской выставки за картиной закрепилось народное название «Явление Христа народу», которое впервые использовал Николай Гоголь.
#14

Иван Айвазовский. «Хаос. Сотворение мира». 1841

#25
Иван Айвазовский. Хаос. Сотворение мира (фрагмент). 1841. Музей армянской конгрегации мхитаристов (Монастырь Санта-Ладзаро дельи Армени), Венеция, Италия
#15
Русский художник армянского происхождения Иван Айвазовский поступил в Академию художеств в 1833 году. Самой успешной его работой стало полотно «Штиль», за которое он получил Большую золотую медаль и право изучать мировое искусство в Европе за казенный счет.

В 1840 году молодой художник отправился в путешествие по Италии. Айвазовский посетил Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. В путешествии он познакомился с художником Александром Ивановым, писателем Николаем Гоголем, гравером Федором Иорданом.
 
Впечатленный работой Иванова «Явление Мессии» и беседами с Гоголем, в 1841 году Айвазовский написал картину «Хаос. Сотворение мира». Вдохновением для него послужил стих из библейской Книги Бытия: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою».

Папа римский Григорий XVI пожелал видеть «Хаос. Сотворение мира» в Ватиканской пинакотеке — картинной галерее. Айвазовский не стал продавать работу, а подарил ее. В награду художник получил от Григория XVI золотую медаль и еще большую популярность в Европе. По этому поводу Гоголь пошутил: «Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял „Хаос“ в Ватикане!» А в 1844 году по мотивам этой истории художник Михаил Скотти создал жанровую акварель «Айвазовский у папы Римского».
#16

Василий Верещагин. «Апофеоз войны». 1871

#26
Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
#17
Художник-баталист Василий Верещагин учился живописи с 1860 по 1866 год, после того как вышел в отставку в звании мичмана. Первые три года он занимался в Академии художеств, после учился в Париже и несколько раз ездил писать с натуры на Кавказ.

В 1867 году Верещагин согласился служить художником у генерал-губернатора Туркестана Константина фон Кауфмана и отправился в Самарканд. Российская империя в то время осваивала земли Центральной Азии и встречала сопротивление местных народов. В августе 1868 года Верещагин участвовал в обороне Самаркандской цитадели во время восстания бухарцев. За храбрость художника наградили орденом Святого Георгия IV степени.

Годом позже Верещагин отправился в путешествие по Средней Азии и Западному Китаю, где стал свидетелем затяжного восстания уйгуров и китайских мусульман против власти династии Цин. Долгое путешествие, события в Самарканде, жестокое противостояние дунган-повстанцев и императора дали художнику материал для большой «Туркестанской серии» и маленькой военной серии «Варвары». Работать над картинами он отправился в Мюнхен и в 1871 году написал «Апофеоз войны» — одно из самых известных своих произведений.

На бесплодной, выжженной земле Верещагин изобразил груду черепов с проломами, отметинами от пуль и сабель. На заднем плане — разрушенный город, на небе — ни облачка и только кружат вороны. Авторский текст на раме гласил: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

По легенде, сюжетной основой картины стал жестокий обычай Тамерлана складывать пирамиды из черепов убитых противников. В поездке Верещагин услышал рассказ о том, как Валихан-торе, правитель Кашгарии и его современник, убил немецкого ученого Адольфа Шлагинтвейта и водрузил его череп на вершину такой пирамиды.

На петербургской выставке «Туркестанской серии» в 1874 году Верещагина обвинили в антипатриотизме. Художник сжег несколько картин цикла, отказался от звания профессора Академии искусств и на несколько лет покинул страну.
#18

Илья Репин. «Садко». 1876

#27
Илья Репин. Садко (фрагмент). 1876. Русский музей, Санкт-Петербург
#19
В 1871 году Академия художеств наградила Илью Репина золотой медалью и пенсионерской поездкой в Европу. В 1873-м он отправился в Вену, несколько месяцев ездил по Италии и в ноябре арендовал мастерскую в Париже.
 
Репин занимался пленэрной живописью, интересовался французскими импрессионистами, особенно Эдуардом Мане, и другими новыми формами изобразительного искусства. Тем не менее художник чувствовал себя отрешенным, словно в подводном царстве, решил перенести свои ощущения на холст.
#20
Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя.
Из письма Ильи Репина критику Владимиру Стасову
#21
Главным персонажем картины стал новгородский былинный герой Садко — бедный гусляр, который встретил морского царя и получил от него несметные богатства. Позже Садко в уплату долга спустился на дно морское, где выбрал себе невесту среди морских царевен — и не прогадал.

Чтобы создать иллюзию глубины и достоверные образы морских обитателей, Репин занимался с морскими атласами, много дней провел в Берлинском океанариуме и на побережье Нормандии. Садко он писал с художника Виктора Васнецова, которого специально пригласил в Париж. Сохранился портретный этюд с Васнецовым, а также несколько набросков морских царевен и эскизы композиции.

На Парижском салоне 1876 года картина осталась незамеченной для публики, но ее купил цесаревич Александр Александрович. В России «Садко» стал популярным, и за него Репин получил звание академика. По возвращении из Европы художник вступил в Товарищество передвижников.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%