В могилы скифских воинов, вождей, жрецов и ремесленников — мужчин и женщин — клали то, что могло пригодиться им в загробном мире. Чем влиятельнее был покойный, тем больше он забирал с собой.
С оружием хоронили всех воинов — и знатных, и неродовитых. Чаще всего в могилы клали луки и стрелы — сначала с бронзовыми, а позже и с железными наконечниками. Еще в захоронениях встречались наконечники копий и остатки древков, боевые топоры-чеканы, кинжалы, короткие скифские мечи
акинаки в деревянных ножнах и длинные мечи других армий, археологи узнают их по форме и декору. Редкое оружие — в том числе трофейное — попадало в могилы скифских вождей. Некоторые скифские племена хоронили с оружием и мужчин, и женщин, и детей.
Знатным скифам в погребения клали полный комплект конской сбруи: удила, поводья, бляхи и другие элементы, включая украшения — шарики
ворворки. В более ранних захоронениях находили бронзовые, костяные и серебряные детали, а в поздних — и железные. Стременами и седлами скифы не пользовались, на спину коня подкладывали специальную матерчатую подстилку
чепрак.
Погребения ремесленников и земледельцев не обходились без орудий труда. Чаще всего рядом с останками археологи находили рабочие ножи и пряслица — грузики для веретена. Реже встречались точила для ножей.
Клали и посуду: лепные керамические горшки, амфоры, бронзовые котлы, а также миски, чаши, кубки. Кроме предметов быта большинство захоронений сопровождалось украшениями и оберегами — золотыми и бронзовыми бусами, серьгами, браслетами, височными подвесками, драгоценными застежками фибулами, бляшками для одежды, доспехов, сбруи и оружия. А в могилы жрецов соплеменники добавляли ритуальные предметы, флаконы для лекарств и ядов.
С самого начала и многие века после богатые захоронения притягивали мародеров, черных копателей и просто любопытных. Скифы даже стали создавать ложный клад, который наполняли изделиями попроще. А самые ценные, изысканно декорированные предметы прятали в глубоком тайнике. И все-таки многие погребения дошли до современных археологов разграбленными или перемешанными — с предметами более поздних эпох. Несмотря на это, курганы остаются основным источником информации о скифах и рассказывают, как кочевники жили, с кем воевали и где торговали.