Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Первые музеи России

#1
Собрания редкостей и древностей в Российском государстве появились еще в XIII веке, однако для публики они оставались закрытыми еще несколько столетий. Узнайте, кто из русских князей считается первым коллекционером, у кого Петр I подсмотрел идею своей Кунсткамеры и как Александру Пушкину удалось попасть в закрытый Эрмитаж.
#2

Первые коллекции на Руси

#3
Собирать произведения искусства и книги в России начали еще в XIII веке — это были сокровищницы князей, монастырские библиотеки, ризницы соборов, где хранили ювелирные изделия, оружие, меха, изысканно оформленные рукописи. Богатое собрание антиквариата и произведений искусства хранилось в Оружейной палате и московском Арсенале, однако вход туда был запрещен. Первые частные коллекции появились в XIV веке: известно, что за всевозможными древностями охотился князь Симеон Гордый. Царь Алексей Михайлович собирал рисунки и гравюры, а патриарх Никон — эстампы, их тогда называли фряжскими или немецкими потешными листами. Коллекционировали живопись и графику не только члены царской семьи и священники, но и боярская знать, например князья Голицыны.
#4
Музеи Московского Кремля. Церковь Ризоположения
Москва, Кремль
Фонды нынешних Музеев Московского Кремля можно считать древнейшим собранием России. В Большой казне и в Оружейной палате хранили не только богатства, но и царские регалии. Например, как минимум с 1518 года там находится шапка Мономаха, а с эпохи Ивана Грозного — Казанская шапка,
#5
венец, который создали в середине XVI века в честь взятия Казани. Однако настоящим музеем, открытым для посетителей, Оружейная палата стала только в 1806 году по указу императора Александра I.

Первые законы о сохранении ценных произведений искусства принял Петр I. Он издал Указ о сдаче старинных редкостей комендантам, а также несколько указов о передаче в Петербург древностей и диковинок, об охране и восстановлении разрушающихся памятников старины. В 1701 году в Москве появился Цейхгауз, или Оружейный дом, где Петр повелел хранить редкие виды оружия и военные трофеи. А в Петербурге спустя восемь лет основали «модель-камору» с чертежами и моделями кораблей. Доступ публике туда был запрещен, но именно на основе этих собраний позже возникли Артиллерийский и Военно-морской музей.
#6

Государев кабинет

#8
В Европе с XVI века стали популярны так называемые кабинеты редкостей. Ученые или знатные люди собирали произведения искусства, антиквариат, редкие минералы. Изначально все эти ценности хранили в специальных шкафах со множеством полок и ящиков, которые и назывались кабинетами. С разрешения владельца коллекцию могли увидеть все желающие.
#9
Несколько кабинетов редкостей Петр I увидел во время своего заграничного путешествия с Великим посольством в 1697–1698 годах. Император решил устроить такой просветительский музей и в России — «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук».

Для «государева кабинета» по указу Петра начали собирать экспонаты:
#10
Каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди.
#7
Круглый зал Кунсткамеры
В 1714 году в Петербурге открылась Кунсткамера. Первый публичный музей в России разделили на три отдела: в «мюнц-кабинете» показывали монеты и медали, в «натур-кабинете» демонстрировали чучела, гербарии, образцы древесины, а в библиотеке хранили древние рукописи и старинные книги.
#11
Собрание регулярно пополнялось: Петр выкупил для своего музея коллекцию минералов, раковин и растений, собранную нидерландским аптекарем Альбертом Себа. Вход в Кунсткамеру был бесплатным, иногда император лично проводил экскурсии и рассказывал о своей коллекции.
#12
Здание Кунсткамеры
Нынешнее здание Кунсткамеры, куда коллекцию переместили из Летнего дворца, достроили в 1734 году. В восточном крыле разместили основное собрание, в средней части обустроили Анатомический театр, а в башне расположились обсерватория
#17
и знаменитый Готторпский глобус диаметром 3,1 метра — первый в мире глобус-планетарий. В западной части чуть позже обосновалась Академия наук — именно там работал Михаил Ломоносов.
#13
Вскоре в России стали открываться и другие музеи. Первая картинная галерея разместилась в Монплезире — дворце Петра в Петергофе. Император собрал большую коллекцию работ голландских и фламандских художников XVII — начала XVIII века. К 1722 году в Монплезире хранилось более 200 полотен. Во время своих заграничных поездок Петр посещал аукционы и выставки, приобретал картины. С некоторыми художниками он был знаком лично, например с маринистами Людольфом Бакхёйзеном и Адамом Сило.

В конце XVIII столетия небольшие музеи начали открывать при учебных заведениях. В Московском университете появились Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, при Академии художеств — картинная галерея из работ европейских художников, их передал в дар меценат Иван Шувалов. Интересно, что от первоначальной коллекции Шувалова до наших дней в собрании Академии осталась только одна работа — картина венецианского мастера Андреа Челести «Избиение младенцев».
#14

Эрмитаж — «приют отшельника»

#16
Эрмитаж
Собрание Петра I в Монплезире продолжила пополнять Екатерина II. Она же основала в 1764 году картинную галерею Императорского Эрмитажа. История галереи началась с частного собрания Иоганна Эрнста Гоцковского — более 200 работ голландско-фламандской
#18
школы первой половины XVII века, среди которых были полотна Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса, Рембрандта и других художников. Гоцковский передал его Екатерине в счет долга.

Коллекция Эрмитажа продолжала регулярно пополняться. При Александре I и Николае I для музея приобретали не только частные собрания целиком, но и отдельные произведения.
Само слово «эрмитаж» с французского переводится как «приют отшельника» или «уединенное место». Своему названию собрание соответствовало вплоть до середины XIX века: попасть в него могли только избранные. Например, Александр Пушкин смог побывать в Эрмитаже только благодаря рекомендации поэта Василия Жуковского — на тот момент наставника наследника престола. Богатейшую в Российской империи коллекцию сделал достоянием общественности император Николай I. В феврале 1852 года Эрмитаж открылся для публики в специально построенном новом здании, и к 1880 году его посещали в год 50 тысяч человек.

#19
Государственный Русский музей
Во второй половине XIX века в Эрмитаже появились картины русских живописцев — этому во многом поспособствовал старший хранитель и искусствовед Андрей Сомов, отец художника Константина Сомова. В 1895 году большую часть произведений отечественных мастеров
#20
передали Русскому музею. Его открыли по указу Николая II в 1898 году и назвали Музеем Александра III. Первые картины поступили в новое собрание из Эрмитажа, Академии художеств, загородных императорских резиденций, в том числе из Гатчинского и Александровского дворцов, а также из частных коллекций.
#21

История провинциальных музеев

#22
Первым провинциальным публичным музеем в России стал «музеум«, открытый в 1782 году в Иркутске по инициативе губернатора Франца Клички. Его создание поддержала императрица Екатерина II. Посетители могли увидеть коллекции, связанные с естественной историей и этнографией.
В 1803 году на берегу Плещеева озера открылся, как бы сейчас сказали, первый музей одного экспоната. Именно здесь в 1689–1692 годах Петр I создал свою Потешную флотилию. Построенный им ботик «Фортуна» император повелел хранить для истории и даже издал по этому поводу в 1722 году специальный указ. Для экспонирования ботика на берегу озера построили каменное здание, сейчас это филиал Переславского музея-заповедника.
А вот первый общедоступный художественный музей за пределами Москвы и Петербурга открылся 29 июня 1885 года в Саратове. Музей имени писателя Александра Радищева был основан по инициативе его внука — художника-мариниста Алексея Боголюбова. Основой музейного собрания стала его личная коллекция. Одна из местных газет писала:
#23
Еще с утра у здания собралась огромная толпа в несколько тысяч человек. Ввиду невозможности одновременного доступа всех желающих осмотреть музей, пускалось по 500–600 человек.
#24
Вход в музей был бесплатным, но благодаря многочисленным пожертвованиям, в том числе от московских меценатов, его художественную коллекцию пополняли работы знаменитых русских художников — Ильи Репина, Исаака Левитана, Василия Поленова и других.

Всего к революционному 1917 году в России работало около 500 частных и государственных музеев. Многие меценаты открывали свои собрания для публики. Например, Мария Тенишева создала музей русской старины, Павел Третьяков подарил знаменитую галерею Москве, а Сергей Щукин водил экскурсии по собственному дому, где висели полотна французских импрессионистов и постимпрессионистов.
#25

Что было дальше?

#26
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
После Февральской революции 1917 года дворцовые коллекции и музеи получили статус национального достояния. Временное правительство организовало художественно-исторические комиссии, а через несколько лет началась работа по созданию государственной
#27
системы управления музейным делом и охраны памятников. Множество памятников культуры в годы Гражданской войны удалось сохранить благодаря художнику и искусствоведу Игорю Грабарю. По его инициативе при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения работала комиссия, которая стремилась сохранить древнерусскую живопись. Позже ее преобразовали в Центральные государственные реставрационные мастерские. Это был первый официальный центр, который занимался реставрационной деятельностью. В 1923 году вышло постановление правительства, согласно которому все музейные фонды стали государственным достоянием, а спустя год появился Государственный музейный фонд.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%