Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

От Амура до Карелии: традиционные лодки XIX века

#1
Лодки, которыми пользовались коренные народы Российской империи, выглядели по-разному. Их вид зависел от местных водоемов, видов промысла и особенно — от доступных материалов. Самыми популярными были транспортные средства трех типов — долбленки, каркасные и дощатые. Рассказываем, на каких лодках плавали там, где не было никаких дорог, кроме водных.
#2

Бат и оморочка: лодки-однодеревки Нижнего Приамурья

#14
Город Сретенск, Приамурье, XIX век
#3
В середине XIX века Приамурье вошло в состав Российской империи. В это время на территории от реки Уссури до северной части Татарского пролива и острова Сахалин проживали малые коренные народы — удэгейцы, нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, орочи, ороки, айны. Они занимались охотой и собирательством в тайге, ловили рыбу, добывали морских животных.
 
Жизнь Нижнего Приамурья была невозможна без водного транспорта. Чтобы перевезти на новое место семью, доставить тяжелый груз или сплавить вниз по реке лес, использовали бревенчатые плоты. Стволы деревьев обтесывали и связывали друг с другом кожаными ремнями или скрепляли деревянными стержнями — шкантами. На таком плоту можно было пройти весь Амур от Уссури до устья и даже пересечь Татарский пролив.

Для охоты и путешествий по опасным таежным речкам жители Нижнего Приамурья использовали лодки-долбленки, или однодеревки, — так называли лодку из ствола одного дерева.
Если удэгейцу, орочу, нанайцу или нивху предстояло пройти по порожистой горной речке с каменистыми берегами или миновать буреломы, он садился в бат — длинную узкую лодку с толстыми бортами, тяжелым днищем и носом, похожим на лопату. Ее делали из дерева с мягкой древесиной — тополя или липы. Из колоды вынимали сердцевину, борта укрепляли временными распорками, чтобы лодка сохраняла естественные изгибы. В передней части лодки днище оканчивалось выступом в форме лопаты, который приподнимался кверху. Благодаря ему бат не разрезал волны, а взбирался на них — и так проходил опасные перекаты.
#12
Лодка-долбленка, коллекция Пуровского музея
#13
Управление такой лодкой требовало сноровки. Вели бат обычно два человека — один на корме, другой на носу. Прочными длинными шестами они отталкивались от дна реки. Реже пользовались веслом. На самых крупных батах можно было перевозить до 900 килограммов груза и путешествовать целой семьей или охотничьей артелью.

У нивхов, которые жили на Амурском лимане и ходили в море, был бат с «ушами» — лопатообразными козырьками на носу и корме. Они не давали волнам захлестывать лодку.
В ходу у охотников и рыбаков Приамурья была и другая долбленка, поменьше, — оморочка. Обычно ее длина не превышала пяти метров, а плавали в ней один или два человека.
#4
Читатель, пожалуй, и не знает, что такое оморочка? Это маленькая лодочка, выдолбленная из тополя или тальника. Русское название «оморочка» она получила от двух слов — «омо» (один) и «ороч» (человек). Буквальный перевод, значит, будет «одночеловечка». Кроме того, русские иногда в шутку называют ее «душегубкой». Она очень неустойчива. От одного неосторожного движения она перевертывается и неопытный человек попадает в воду.
Владимир Арсеньев. «В горах Сихотэ-Алиня»
#5
Оморочку изготавливали из мягких пород — тополя, липы, осины или кедра. Лишнюю древесину выдалбливали или выжигали, носу и корме лодки придавали округлую форму, а днище оставляли слегка выгнутым. Оморочками тоже управляли с помощью шеста. Лодка скользила по воде бесшумно — на ней можно было подплыть к изюбру на водопое или подобраться к крупной рыбе, чтобы ударить ее острогой.

Нанайцы, которые жили по берегам спокойных амурских притоков, ходили на берестяных оморочках — более хрупких и легких. У каждого члена семьи была своя лодка, подходящая ему по размеру и весу. Оморочку легко поднимали на плечо и переносили к другой протоке, а на промысле под ней прятались от дождя. Берестяные лодки делали летом. Сначала собирали и высушивали под навесом березовую кору, затем собирали каркас из еловых реек, промазывали его клеем из рыбьего пузыря и обшивали в два слоя берестяным полотном. Еще лодку дополнительно укрепляли рейками и обязательно обжигали над костром днище снаружи, чтобы она скользила по воде бесшумно. Хрупкая берестяная оморочка служила своему хозяину много лет.
#15
Лодка-морочка, коллекция Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова
#6

Байдара, каяк, умиак: каркасные лодки Чукотки

#7
Жизнь народов Крайнего Севера — коряков, эскимосов, инуитов, алеутов — во многом зависела от морского промысла. Поэтому поселения не могли обойтись без лодок.
 
Одной из самых известных чукотских лодок стала байдара с каркасом из китовых ребер. Его обтягивали моржовыми шкурами, которые до этого вымачивали в морской воде и растягивали. Ребра кита сшивали между собой китовым усом, шкуры — жилами тюленей. Иногда каркас байдары делали из плавника — просоленной древесины, которую море выбросило на берег. Фрагменты соединяли между собой деревянными шпильками. Борта коптили и смазывали животным жиром, а после использования высушивали.
 
Русские путешественники и промышленники были знакомы с этими лодками. В начале XIX века Гавриил Давыдов в книге «Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним» писал:
#8
Байдара чаще правится веслом, нежели рулем; корма отвесная и несколько закругленная, форштевень же очень длинен и отлог, дабы байдара легче поднималась на волнение. Можно посудить, сколь таковые гребные суда неудобны.
#16
Байдара
#9
Для управления байдарой использовали три вида весел: короткие подгребные, средние гребные и длинные — их доставали, когда выходили в открытое море. Промысловая лодка вмещала до 10 человек, а транспортная — до 30.
 
Эскимосы изготавливали каркасные лодки по тому же принципу, что байдары. Их было два типа — каяк и умиак. Каяк считался мужским, он предназначался для охоты и промысла. Это была небольшая, полностью закрытая лодка, охотник усаживался в люк-проем. Чтобы в каяк не попала вода, он надевал специальный широкий пояс или фартук. Для управления использовали весло с двумя лопастями, а для охоты — гарпун.

Женская лодка умиак была крупнее, с открытым верхом. На ней перевозили людей и грузы: большие лодки могли поднимать до полутора тонн. Гребли на умиаке практически всегда женщины, а на руле сидел мужчина. Иногда лодку снаряжали парусом.
 
Каркасные лодки каяк и умиак — из современных материалов — используют на Крайнем Севере и в наше время.
#10

Кижанка: карельская дощатая лодка

#11
В Карелии известно более 60 тысяч озер и множество рек. Деревянные лодки долгое время были основным транспортным средством. Местные жители пользовались ими каждый день: выходили рыбачить и ездили между деревнями.

Крупные грузы — скот, мешки с мукой, ящики с рыбой — перевозили на соймах, двухмачтовых судах длиной до 12 метров. На них можно было грузить 10–15 тонн. А для домашних нужд практически у каждой семьи была весельная лодка.
 
Между деревнями жители путешествовали на лодках длиной до шести метров, на открытую воду снаряжали транспорт покрупнее — до восьми метров. Острые нос и корма и широкие борта в центре обеспечивали карельским лодкам хорошую устойчивость. Управляли чаще всего двумя парами весел: передней гребли, а задней задавали курс.

В разных карельских поселениях лодки назывались по-разному. Например, по Кенозеру рыбаки плавали на кенозерках, по Водлозеру — на водлозерках. Кижанку, одну из самых распространенных лодок Карелии, можно было встретить в водах Онежского озера.
 
В книге «Veneh» — лодка по-карельски» исследователь Юрий Наумов подробно описывает, как шили кижанку. Изготавливали ее летом, но сосновые стволы начинали заготавливать зимой, с бревен снимали кору и распиливали их на доски.
#17
«Память о Кижанке», коллекция Вытегорского музея
#18
Первой выпиливали матицу — толстую килевую доску. От ее длины зависела длина будущей лодки. К матице крепили кокоры, или штевни, — основания носа и кормы. Их вытесывали из ствола молодой ели. Высокие нос и корма обеспечивали небольшой лодке хорошую мореходность и узнаваемый внешний вид.

Затем напиливали сосновые доски для бортов — набои. По старинной технологии борта кижанки сшивали: просверливали в набоях отверстия, пропускали через них распаренный в кипятке еловый корень и накрепко стягивали их друг с другом.

Доски обшивки соединяли так, чтобы следующая частично накрывала предыдущую. А перпендикулярно набоям устанавливали еловые шпангоуты, или опруги. После готовую лодку смолили с обеих сторон, чтобы корпус не пропускал воду. Сшитая по всем правилам кижанка могла служить хозяину и его потомкам не одно десятилетие.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%