Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Оружие Первой мировой войны

#1
Первая мировая война, начавшаяся 28 июля 1914 года, кардинально отличалась от предыдущих военных конфликтов. Неспособность сторон склонить чашу весов в свою пользу привела к затяжному противостоянию — позиционной войне. Солдаты выкапывали километры траншей и подземных ходов. Перед штурмами проводились многодневные артиллерийские обстрелы. Окопные бои продолжались до полного истребления противника. Армиям требовалось технологическое преимущество, и военные инженеры дали им новое оружие: огнеметы, танки, ядовитый газ и многое другое. Рассказываем о некоторых видах вооружения.
#2

Оружие: огнемет

#3
Страна: Германия
Первое применение: 26 февраля 1915 года, битва при Вердене

До начала Первой мировой на вооружении германской армии стояло два вида огнеметов — малый ранцевый «Кляйф» и большой траншейный «Гроф».

«Кляйф» представлял собой резервуар для горючей жидкости на 16 литров с подключенным к нему баллоном сжиженного газа. Вся конструкция весила 33,5 килограмма. В нижней части резервуара был предусмотрен патрубок с выпускной трубой, краном и местом для привинчивания шланга. Для зарядки огнемета газ пускали в резервуар с горючим, из шланга с навинченным брандспойтом выгоняли воздух, а затем вставляли зажигатель. По команде «Огонь!» горючее под давлением газа вылетало из брандспойта, загоралось и тонкой струей огня било в цель. Длина такой струи могла достигать 22 метров. Огнеметчик либо подавал пламя непрерывно на протяжении 25 секунд, либо делал 23 коротких выстрела. В 1917 году на смену «Кляйфу» пришел компактный «Вехс», который весил 24 килограмма.

«Гроф» технически не отличался от «Кляйфа». У него был 100-литровый топливный резервуар, пятиметровый шланг и более мощный манометр на баллоне с газом. Заряженный огнемет перевозили на тележке. При стрельбе брандспойт удерживали двое — огнеметчик и его помощник. Непрерывная струя подавалась 40 секунд, а дальность выстрела достигала 40 метров. Специальными трубками огнеметы можно было соединить в батарею.

Британский офицер Оульд так описывал работу огнемета: «Солдаты видели только, что их как будто окружило неистово крутящееся пламя, которое сопровождалось громким ревом и густыми облаками черного дыма».

Огнемет был не только крайне эффективен в ближнем бою, но и деморализовал противника. Нередко солдаты, заметив огнеметчика, в панике убегали, что позволяло германским отрядам занимать позиции с небольшими потерями. Вскоре и союзники стали пользоваться огнеметами для зачистки траншей.
#4

Оружие: колючая проволока

#5
Страна: Германия
Первое применение: конец 1914 года, начало позиционной войны

В 1873 году американский фермер Джозеф Глидден придумал ограждать пастбища колючей проволокой. Эта идея быстро распространилась по миру.

В конце XIX века в Германии проволоку впервые упомянули как способ укрепления периметра. У военных образцов было в два раза больше пар шипов на метр, чем у хозяйственных, — 14. Британская армия использовала проволоку во время Англо-бурской войны 1899–1902 годов, создавая первые концлагеря. А во время Русско-японской войны 1904–1905 годов по проволоке впервые пустили ток.
Но самые масштабные проволочные заграждения породила Первая мировая война. Первыми оплетать свои позиции стали немцы. Закрепляясь на территориях, они выкапывали траншеи с блиндажами и пулеметными точками, а перед ними монтировали заграждения из колючей проволоки — от 2–3 до 20–30 рядов. Вся площадь простреливалась. Их противники со временем стали делать то же самое.

Во время атаки проволока спутывала боевые порядки неприятеля, рассеивала и задерживала солдат. Они становились легкой добычей для пулеметов. Также на фронтах использовали противопехотные ежи — деревянные колья с натянутой проволокой. Входы в блиндажи перед отступлением засыпали отдельными шипами.

С заграждениями пытались бороться артиллерией, засыпая их сотнями снарядов. Взрывы выворачивали колья и еще больше запутывали проволоку. Солдаты в защитных костюмах и кольчужных перчатках подползали к заграждению и резали проволоку ножницами и кусачками с изолированными ручками, забрасывали ее ручными гранатами. Русская армия использовала мортирки: солдаты стреляли по заграждениями крючьями на лесках, а после из укрытия старались растащить проволочные кольца в стороны.

Но самым эффективным средством от колючей проволоки оказался британский танк Mark.
#6

Оружие: тяжелый танк Mark I

#7
Страна: Великобритания
Первое применение: 15 сентября 1916 года, битва на Сомме

К началу Первой мировой войны на вооружении Великобритании, Франции и Германии стояли бронеавтомобили. Самым успешным считался снабженный тяжелым пулеметом британский RNAS Rolls-Royce, созданный в 1914 году.

Но бронеавтомобили плохо ездили по пересеченной местности и не могли справиться с колючей проволокой. В начале 1915 года, когда война стала позиционной, а в прямых пехотных атаках гибли тысячи солдат, британские военные инженеры приступили к разработке тяжелой машины на гусеничном ходу.

Танк получил свое название от английского слова tank — «бак, емкость»: британцы пытались скрыть разработку под видом полевых цистерн с водой.

Первая модель танка была готова в 1916 году в двух модификациях: Mark I Male, вооруженный пулеметами «Гочкисс» и двумя 57-миллиметровыми пушками, и Mark I Female с двумя пулеметами «Виккерс». Максимальная скорострельность пушек достигала 15–20 выстрелов в минуту.

Танк имел ромбовидную форму, которая увеличивала длину гусеницы. Благодаря ей танк преодолевал окопы шириной почти в три метра и рвал колючую проволоку. Пули и осколки снарядов не могли пробить стальную броню. Машину обслуживал экипаж из восьми человек.

В битву на Сомме британцы планировали бросить 49 танков, но 17 вышли из строя до начала сражения. Несмотря на потери, оставшиеся машины продвинулись вглубь германской обороны на целых пять километров и сохранили жизни сотням пехотинцев. Танк оправдал ожидания, и за годы войны британцы выпустили более 2500 единиц Mark в разных модификациях.

Аналогом Mark I во французской армии стал танк Schneider CA1. Первые танки Германии — Sturmpanzerwagen A7V — выехали на поле боя уже под конец войны, в марте 1918 года, но особой роли на поле боя они не сыграли.
#15
#8

Оружие: газ

#9
Страна: Германия, затем Франция, Великобритания, Российская империя
Первое применение: нелетальное — 1914 год, летальное — 22 апреля 1915 года, битва на Ипре

Исследователи до сих пор спорят, кто первым использовал химические вещества в качестве оружия. По одним сведениям, в августе 1914 года французы забросали немцев гранатами со слезоточивым газом. Согласно другим источникам, в октябре 1914-го немцы использовали против британцев снаряды со слабым химическим раздражителем.

Однако летальное химическое оружие первой использовала Германия. 22 апреля 1915 года немецкие солдаты разместили перед Лангемарком, к северу от Ипра, 5730 баллонов с хлором и в 17 часов открыли вентили, выпустив 168 тонн газа. Удушающее желто-зеленоватое облако подхватил ветер и понес в сторону французских позиций. Солдаты покинули окопы. В линии обороны образовалась брешь длиной в семь километров, но немцы сами опасались хлора и воспользоваться ситуацией не смогли. Пострадало 15 тысяч человек, треть из них погибла.

На возмущение Франции германское руководство ответило, что в конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» говорится о запрете химических снарядов, а не газа.

Хлор был заметен в воздухе, а его действие можно было легко уменьшить, приложив к лицу мокрую тряпку. А в 1915 году после ряда исследований французские химики получили фосген — бесцветный газ с едва слышным запахом прелого сена. Он был гораздо токсичнее хлора, но действовал лишь через 24 часа после отравления.

Однако газ вел себя непредсказуемо. Тогда в 1917 году военные инженеры создали газометы — орудия, которые стреляли минами с отравляющими веществами высокой концентрации. От них не спасали даже противогазы. 12 июля 1917 года на Ипре немцы с их помощью обстреляли англичан и французов минами с бесцветной жидкостью, которую позже назвали ипритом. Вещество поражало органы дыхания и кожу — она воспалялась и покрывалась пузырями.

Русская армия применила химическое оружие летом 1916 года во время Брусиловского прорыва: солдаты использовали снаряды с удушающим хлорпикрином, ядовитыми фосгеном и венсинитом — веществом на основе синильной кислоты, смешанной с хлороформом и хлористым мышьяком.
#10

Оружие: серийный бомбардировщик «Илья Муромец»

#11
Страна: Российская империя
Первое применение: 27 февраля 1915 года

Первая бомба была сброшена с самолета во время Итало-турецкой кампании 1911–1912 годов: 1 ноября 1911 года летчик Кавотти поразил турецкие позиции четырьмя гранатами. В это же время самолеты стали использовать для разведки.

В начале Первой мировой войны бомбардировщиками служили легкие самолеты. Их пилотам приходилось целиться на глаз и сбрасывать бомбы вручную. Более грозной силой были управляемые аэростаты — дирижабли. Особенно опасными считались германские цеппелины, способные поднимать несколько тонн бомб. Но эти гиганты были неповоротливой и удобной целью для артиллерии.

Первым полноценным серийным бомбардировщиком стал российский четырехмоторный цельнодеревянный биплан «Илья Муромец».
 
Авиаконструктор Игорь Сикорский создал «Илью Муромца» в 1913 году как пассажирский самолет с отапливаемым салоном. Грузоподъемность биплана была очень высокой — 12 февраля 1914 года он поднял 1290 килограммов. «Илья Муромец» мог набирать высоту до 4000 метров и совершать перелеты на расстояние 600 километров.

С началом войны четыре готовых самолета передали в Императорский военно-воздушный флот. В начале декабря 1914 года была создана эскадра бомбардировщиков, а 14 февраля 1915-го «Илья Муромец» вылетел на первое боевое задание, но из-за облачности вернулся. Второе задание 15 февраля — «найти переправы у Плоцка на реке Висла и разрушить их» — было выполнено частично. Экипаж не нашел переправ, а бомбы сбросил в тылу противника.
 
За годы войны русская армия получила 70 «Муромцев». Их оснащали пулеметами и корабельными пушками для борьбы с цеппелинами. Самолет мог брать на борт множество бомб, в том числе и крупные 400-килограммовые. Их размещали внутри корпуса и на подвесах, а более поздние модели бипланов оснастили электрическим сбрасывателем. Экипаж состоял из 4–5 человек, а всего один самолет обслуживали 45 чинов.
 
За войну самолеты «Илья Муромец» совершили 400 боевых вылетов и сбросили 65 тонн бомб.
#12

Оружие: флешетты

#13
Страна: Франция, затем Германия и Российская империя
Первое применение: 1910-е годы

В Первую мировую войну противники сбрасывали друг на друга не только бомбы, но и флешетты — заостренные металлические дротики. Их придумали французы в начале XX века. Военные специалисты предложили рассыпать над пехотой противника острые дротики, которые на подлете к земле за счет ускорения получали высокую убойную силу и могли пробивать доски толщиной в полтора сантиметра.

Вскоре французы отказались от этой идеи, но ее подхватила Германия. Конструкция немецких инженеров стала самой удачной. Их флешетта представляла собой круглый стержень чуть длиннее карандаша. Один конец был заострен, а в другом были сделаны четыре продолговатые выемки.
Флешетты упаковывали в контейнеры, который цепляли к фюзеляжу легкого самолета. Пилот находил крупное скопление пехоты или кавалерии противника, подлетал к ним на предельно малой высоте — бреющем полете — и раскрывал контейнер. Флешетты рассыпались и поражали войска, а их свист деморализовал солдат и пугал лошадей.

Боеприпасы с флешеттами состоят на вооружении у многих армий мира и в наши дни.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%