Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Картины о вкусной и здоровой пище

#1
На натюрмортах и жанровых полотнах русских художников можно увидеть самую разную еду. Иногда она главная тема полотна, иногда — художественный прием, а иногда просто часть быта. Рассказываем об известных картинах с едой и о том, как ее можно приготовить по старинным рецептам.
#2

«Завтрак аристократа»: ржаной хлеб

#3
Мастер жанровой живописи и домашних сцен Павел Федотов писал картину «Завтрак аристократа» с 1849 по 1850 год. Она известна и под другими названиями: «Ложный стыд», «Не в пору гость».
Вдохновением для Федотова послужила серия очерков Ивана Гончарова, которая называлась «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Цикл опубликовали в журнале «Современник». Гончаров рассуждал, кроме прочего, о том, на что приходится идти франтам, чтобы пускать пыль в глаза окружающим:
#4
Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами или променять свою цепочку на другую, только что полученную, он согласится два месяца дурно обедать. <…> Отчего приезд гостя всегда производит сцену и смущение в доме некоторых из этих господ?.. Боязнь и ложный стыд, чтоб не сочли хуже других, или желание показать, что они живут роскошно.
#24
«Завтрак аристократа», Павел Федотов, 1849
#5
По сюжету картины одетого по последней моде молодого человека застали врасплох в его богато обставленном кабинете. Аристократ вынужден прикрывать от незваного гостя свой скромный завтрак — ломоть черного хлеба из ржаной обдирной муки.

Картина «Завтрак аристократа» долгое время принадлежала коллекционеру и книгоиздателю Козьме Солдатенкову. Сейчас она входит в собрание Третьяковской галереи.
#6

Как приготовить завтрак аристократа середины XIX века?

#25
«Подарок молодым хозяйкам», Елена Молоховец, 1917
Следуя рецепту Елены Молоховец из книги «Подарок молодым хозяйкам», с утра нужно было просеять ржаную муку на решето. Затем требовалось заварить 10 фунтов (4,5 килограмма) этой муки 20 стаканами кипятка, хорошенько вымешать, отбить лопаточкой и оставить до вечера. Вечером в разбухшую смесь вливали четыре стакана подквасья — гущи, которая осталась после настаивания кваса, затем добавляли остальную муку, замешивали и оставляли до утра. Потом тесто скатывали в хлебы и ставили в горячую печь.
#8

«За завтраком»: горячая чечевичная похлебка

#26
«За завтраком», Зинаида Серебрякова, 1914
Групповой портрет «За завтраком», написанный в 1914 году, стал одной из самых известных работ Зинаиды Серебряковой. Другое название картины — «За обедом», поскольку художница изобразила европейский второй завтрак, или ланч, во время которого часто подавали легкие супы или похлебки.

На картине стол полностью сервирован: белая скатерть, салфетки в кольцах, графин с водой, тарелки и стаканы, свежий хлеб. Бабушка или няня разливает похлебку по тарелкам.
#9
За столом сидят дети художницы. Восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура уже начал есть, но отвлекся, повернувшись к зрителю, трехлетняя Тата в ожидании своей порции положила ладошку в тарелку.
#10

Как сварить суп для ланча?

#27
Похлебкин Вильям Васильевич
Рецепт густой чечевичной похлебки можно найти в книге «Национальные кухни наших народов» Вильяма Похлебкина. Понадобится 1,5 литра воды, стакан чечевицы, одна средняя луковица, одна морковь и один корень петрушки, а также пряности: три лавровых листа, шесть горошин черного перца, несколько зубчиков чеснока и столовая ложка зелени чабреца.
#11
Чечевицу замочить на сутки в холодной воде, а перед приготовлением промыть. Тогда же подготовить остальные ингредиенты: морковь и петрушку нарезать соломкой, лук — мелким кубиком.

Промытую чечевицу залить водой и поставить на умеренный огонь. Когда она закипит, нужно добавить морковь с корнем петрушки и готовить, пока чечевица не разварится. После добавить лук, лавровый лист и перец, подсолить и варить на самом слабом огне еще 10 минут. Снять с огня, заправить измельченным чесноком и чабрецом и дать настояться восемь минут под крышкой.
#12

«Селедка»: вяленая сельдь

#13
Кузьма Петров-Водкин написал натюрморт «Селедка» в 1918 году в Петрограде. На этот год пришлись финал Первой мировой войны и Брестский мир, последствия Октябрьской революции 1917-го и начало долгой Гражданской войны 1918–1923 годов.

В это голодное время населению была доступна только самая простая еда, которую выдавали по продовольственным карточкам. Например, рабочий в Петрограде мог рассчитывать на полфунта (около 230 граммов) хлеба ежедневно, а еще получал раз в месяц фунт сахара, полфунта жиров и четыре фунта селедки. «Нетрудовым элементам» — работникам умственного труда и интеллигенции — полагалось и того меньше.
#28
Селедка», Кузьма Петров-Водкин, 1918
На картине Петров-Водкин изобразил развернутую тряпицу со скудным ужином: горбушка черного хлеба с плотным мякишем и пригоревшей корочкой, две вареные картофелины разного размера и целая вяленая селедка. Из-под импровизированной розовой скатерти видна незавершенная работа художника — написанные на голубом фоне фрагменты головы и торса.
#14

Как завялить селедку для пайка петроградского художника?

#29
«Ручная книга русской опытной хозяйки», Екатерина Авдеева, 1846
Чтобы в процессе вяления рыба не испортилась, ее сначала нужно засолить. Рецепты встречались во многих кулинарных руководствах, в том числе в «Ручной книге русской опытной хозяйки», которую написала и издала в 1842 году Екатерина Авдеева. Она советовала рыбу не мыть, а только вычистить, выпотрошить, вытереть насухо и положить в чистую кадку, пересыпая каждый ряд солью. 
#30
Под прессом в холодном месте рыба просаливалась несколько дней. Такую селедку уже можно было вялить. Тушки следовало достать из рассола, промыть в холодной воде, а затем нанизать на леску и подвесить на открытом воздухе.

По Вильяму Похлебкину, «вяление рекомендуется вести как можно выше человеческого роста и располагать пищевой продукт так, чтобы он был обдуваем со всех сторон». Через три-четыре недели селедка готова.

В 1939 году авторы первого издания «Книги о вкусной и здоровой пище» советовали определять свежесть солено-вяленой рыбы с помощью шпильки или ножа, которые «воткнутые в толщу мяса, не должны иметь дурного запаха».
#16

«Купчиха за чаем»: изюмный кекс

#17
«Купчиху за чаем» Борис Кустодиев написал летом 1918 года в Астрахани. Сюжетно картина перекликалась с «Чаепитием» — жанровой работой, которую художник создал за пять лет до этого. На ней купеческое семейство сидит за накрытым во дворике столом, а служанка в цветастом платке выносит дымящийся самовар.

В этот раз Кустодиев запланировал создать жанровый портрет и усадить за чай молодую пышнотелую купчиху, похожую на героиню другой картины — «Красавица» 1915 года. Сам художник считал «Красавицу» программным произведением, а живописный образ веселой, румяной и дородной женщины позже получил его имя — кустодиевская барышня. В качестве модели Кустодиев выбрал студентку первого курса медицинского факультета Галину Адеркас. Считается, что она принадлежала к старинному остзейскому баронскому роду.

На картине купчиха сидит на террасе собственного дома за накрытым столом: перед ней богатое угощение — фрукты и разрезанный арбуз, английский кекс с изюмом, рогалики, крендельки и песочные корзинки с вареньем. Рядом с одной стороны стоит самовар с заварочным чайником, с другой — ласт
#32
«Купчиху за чаем», Борис Кустодиев, 1918
#18

Как испечь купеческое угощение к чаю?

#19
Елена Молоховец в книге «Подарок молодым хозяйкам» привела рецепт простого и сладкого английского кекса. Для него нужно было взять два стакана сахара, восемь яичных желтков, три стакана белой муки, 400 граммов сливочного масла, 200 граммов изюма без косточек и щепотку тертого мускатного ореха. Сахар и желтки следовало растереть добела и в эту смесь постепенно вмешать муку. Затем добавить растопленное масло, изюм и мускатный орех и вымешивать до однородности, в оригинальном рецепте — не меньше часа. Тесто перекладывали в форму, смазанную маслом, и ставили в разогретую духовку.

Чай для купеческой трапезы требовалось готовить по особым правилам. Молоховец рекомендовала:
#33
…чай не надо заваривать крутым кипятком, но, дав воде вскипеть, закрыть самовар крышкой, и как только вода перестанет кипеть, тотчас заварить — он лучше настаивается. Кипяченый чай считается вредным для здоровья. Заваривая чай, надо класть в чайник кусочек сахара; от него развертываются чаинки и усиливается аромат.
#20

«Варят варенье»: варенье из малины

#34
«Варят варенье», Владимир Маковский, 1876
#21
Картину «Варят варенье» Владимир Маковский написал в 1876 году. К тому времени он уже был известным мастером жанровой живописи и состоял в Товариществе передвижных выставок. В этот период Маковский много путешествовал и писал бытовые сцены из жизни крестьян и мещан.

На картине Маковский изобразил пожилую пару — женщину в домашнем чепце и фартуке и мужчину в белой рубашке и жилете. Во дворике своего дома они варят варенье. У ног хозяйки расположилась небольшая железная дровяная печка, на ней — медный таз. Считалось, что именно в такой емкости варенье равномерно прогревается, лучше сохраняет вкус и запах. Хозяйка на полотне помешивает ложкой густую жидкость, а в это время хозяин перебирает ягоды для следующей порции.
#22

Как заготовить варенье на зиму?

#23
Ягоды для малинового варенья нужно собирать в ясный сухой день — такой, как изображен на картине Маковского. В 1842 году Екатерина Авдеева в «Ручной книге русской опытной хозяйки» приводила идеальные, на ее взгляд, пропорции ингредиентов:
#35
Возьми пять фунтов сахару, 10 чашек воды, поставь сироп вариться, и когда соберется наверху пена, сними ее дочиста. Ягоды, на пять фунтов сахару, положи 10 чашек; тогда получишь хорошее варенье.
#36
Иногда сахар заменяли патокой или медом.

Позже Елена Молоховец предложила свой вариант рецепта: на 400 граммов очищенных ягод в ее версии приходилось 600 граммов сахара и три четверти стакана воды. Чтобы приготовить порцию малинового варенья по Молоховец, отборную, не перезрелую малину следовало выложить на блюдо в один слой, посыпать столовой ложкой сахара и оставить на час. Затем в тазу смешивали сахар с водой, кипятили и варили до состояния, когда сироп стекает с ложки неширокой лентой. Таз снимали с огня и через пять минут клали в него малину, встряхивали так, чтобы ягоды покрылись сиропом, и снова ставили на огонь. Когда варенье закипало, его снимали с огня, убирали пенки, снова доводили до кипения и варили, пока ягоды не сделаются полными — мягкими, но не теряющими форму.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%