Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Как появилось наивное искусство?

#1
Стать художником с мировым признанием без профессионального образования возможно. Это доказали наивисты — мастера-самоучки, представители наивной живописи. Рассказываем, как появилось это направление, чем работы наивистов отличаются от картин дилетантов и как писали знаменитые Анри Руссо и Нико Пиросмани.
#2

Что такое наивное искусство

#15
Нико Пиросмани. Рыбак в красной рубахе. 1908
Как отдельный и самостоятельный стиль в искусстве наив формировался на протяжении XIX века. Наивным искусством называют творчество художников, не получивших профессионального образования. Однако, в отличие от живописцев-дилетантов, наивисты занимаются творчеством системно и постоянно, совершенствуют авторский стиль и качество работ.

Личность художника в наивном искусстве играет главную роль. Этим оно отличается от народного искусства, которое развивается из поколения в поколение и основано на традициях, а также от классического искусства, в котором важное место занимают традиции школ и художественных союзов.
#3
Наивные художники в своем творчестве отталкиваются исключительно от собственного мировосприятия и понимания искусства.

Несмотря на то что манера каждого наивиста индивидуальна, у их работ все же есть некоторые общие черты. Например, яркий колорит, внимание к деталям, объединение реальности и вымысла и часто восторженный взгляд на повседневность. Все привычные правила живописи не работают в наивном искусстве: представители этого направления стремятся передать собственное видение мира, не заботясь о композиции, анатомии и теоретических обоснованиях своего живописного метода. Поэтому наивисты часто прибегают к схематизации и упрощению, обращаются к детскому или народному творчеству, для которых характерны контурность, уплощенность пространства, декоративность и непосредственность восприятия.
 
Наивная художница Елена Волкова писала:
#4
То, что я хочу написать, — всегда со мною. Все это я сразу вижу на полотне. Предметы сразу просятся на полотно, уже готовые и в цвете, и в форме. Когда я работаю, то все предметы отделываю до тех пор, пока под кисточкой не почувствую, что они живые и шевелятся: и животные, и фигуры, вода, растения, плоды и вся природа.
#5
Каждый наивист формирует творческую манеру самостоятельно — как правило, практически без влияния извне. Именно поэтому он остается на протяжении всей жизни в рамках собственного стиля, характерных тем и идей. Анри Руссо говорил: «Я сохранил мою наивность… Теперь я уже не смог бы изменить свою манеру письма, приобретенную упорным трудом».
#6

Что пишут наивисты

#16
Волкова Е.А. Пастушок. 1978
В своих работах художники-наивисты обращаются к темам, которые близки каждому человеку: детство, рождение и смерть, праздники, дом и город. Для их полотен не характерны символизм или скрытые смыслы — они выражают свои мысли, чувства и идеи максимально просто и понятно.

Одним из самых популярных жанров в наивном искусстве до сих пор остается портрет. Часто художники пишут и автопортреты.
#7
Изображая человека, они стремятся показать его внутренний мир и характер.

А благодаря автопортретам можно понять, какими наивисты видят самих себя. Например, на одном из портретов художник Александр Емельянов изобразил себя как совокупность образов и тем собственного творчества — таким образом живописец передал свою замкнутость во внутреннем мире.

Другой важной темой наивного искусства считается детство. Как правило, художники не изображают собственные детские годы, но уделяют внимание окружающему миру, пишут детские портреты.
Также центральным образом в творчестве многих наивных авторов является застолье — свадьбы, пиршества, народные гулянья, застольные натюрморты, праздники в семейном кругу.
#8

Истоки направления

#18
Поль Гоген. Таитянские женщины на побережье. 1891
В конце XIX века ведущие европейские художники искали источник вдохновения в первобытном мире прошлого. Одним из первых экспериментаторов стал Поль Гоген. Уехав на Таити, художник пытался показать жизнь «глазами дикаря», увидеть мир незамутненным, свежим взглядом. «Здесь, подле моей хижины, в полном безмолвии, я грежу о буйных гармониях среди опьяняющих меня запахов природы», — писал мастер. Примитивом увлекался не только Гоген — например, Анри Матисс собирал африканскую скульптуру.
#19
В этот момент, как считают исследователи, и возникло наивное искусство, которое отличалось от примитива. Наивная живопись не была просто непрофессиональной — для наива внутренние причины творчества были важнее его результата. Это было непосредственное, бесхитростное искусство, не предполагающее рефлексии.

Первым художником-наивистом и представителем новаторского течения в искусстве искусствоведы считают французского живописца-самоучку Анри Руссо. Он начал писать уже в зрелом возрасте, оставив основную профессию — долгое время он служил на таможне. Уже в 1886 году, в возрасте 42 лет, Руссо попробовал представить свои работы в Париже, на «Выставке независимых», но его картины осмеяли и зрители, и критики. Однако художник не бросил занятий живописью. Через некоторое время он познакомился с молодым поэтом Альфредом Жарри, которого поразили оригинальные работы Руссо. Жарри ввел живописца в круг авангардистов. Первая положительная рецензия на творчество художника появилась на страницах авангардистского журнала Mercure de France. А в 1905 году на Осеннем салоне вместе с картинами фовистов Анри Матисса, Андре Дерена и других появилось полотно Руссо «Голодный лев». Его заметила публика, и несколько работ художника приобрел знаменитый торговец картинами Амбруаз Воллар. Популярность художника росла, и уже в 1908 году Пабло Пикассо устроил в его честь банкет, на котором собрались ведущие живописцы и критики того времени. Современники ценили картины Руссо за необычные сюжеты, оригинальную манеру, работу с цветом.
#17
Анри Руссо. Нападение ягуара на лошадь. 1910
Открытие Руссо пробудило в Европе большой интерес к художникам-самоучкам. Многие любители искусства стали специально искать никому не известных живописцев. Вскоре после смерти Руссо один из его почитателей, немецкий критик и арт-дилер Вильгельм Уде, сформировал из таких художников группу, которую называл «художники Святого сердца» или «художники воскресного дня». В это творческое объединение входили Серафина Луи, Луи Вивен, Камиль Бомбуа и Андре Бошан.
#11

Наивное искусство в России

#20
Отечественная публика познакомилась с наивным искусством благодаря Михаилу Ларионову и братьям Кириллу и Илье Зданевичам. В 1913 году Ларионов организовал выставку под названием «Мишень», для которой Зданевичи впервые привезли из Грузии работы Нико Пиросмани. В духанах (трактирах) Тбилиси они обратили внимание на картины, украшавшие стены, и на необычные вывески.
#21
Братья нашли автора этих работ — им был Пиросмани — и приобрели у него множество картин.

В феврале 1913 года Илья Зданевич написал статью «Художник-самородок», а вскоре работы Пиросмани показали на выставке в Москве.
#13
Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, — на простой клеенке, снятой со столика. Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки. Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным. Я навсегда запомнил его клеенку «Князь», где бледный старик в черной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого черного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение.
Из воспоминаний писателя Константина Паустовского
#14
В 1960 году на базе художественных курсов имени Надежды Крупской появился Заочный народный университет искусств. Здесь преподавали Роберт Фальк, Кузьма Петров-Водкин, Илья Машков и другие знаменитые художники. Многие классики позднего отечественного наивного искусства все же учились — и учились именно в ЗНУИ. Обучение не мешало им работать в собственной, ни на кого не похожей манере, однако в ЗНУИ художники получали возможность совершенствовать технические навыки и получать профессиональную критику, узнавать разные мнения о своих работах.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%