Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Как меценатки меняли Россию

#1
В Российской империи с XVIII века помощь больным и неимущим не только считалась богоугодным делом, но и характеризовала благотворителя как человека просвещенного. Первыми меценатами были выходцы из «деловых людей»: дворяне и купцы. Они строили храмы, больницы, приюты и школы, помогали художникам, писателям, музыкантам, актерам. Со временем меценатами стали называть покровителей науки и искусств. Особый вклад в культурное развитие государства внесли женщины — наследницы меценатских династий, аристократки, предпринимательницы. Рассказываем об известных благотворительницах Российской империи.
#2

Как меценатство стало модным в России

#3
В XVIII веке многие аристократы поддерживали идеи сострадания и милосердия. Набожные дворяне и купцы считали меценатство своим христианским долгом. А когда на престол взошла Екатерина II, увлеченная идеями французского Просвещения, окружение последовало ее примеру. Придворные жертвовали деньги на новые университеты, библиотеки и музеи. Традиции подобной благотворительности передавались из поколения в поколение — так возникли династии.

В исторических документах упоминаются многие знатные роды меценатов. Уральские промышленники и помещики Строгановы вкладывали деньги в жемчужный промысел и открыли школу иконописи, содержали школы искусств и ремесленные мастерские. Александр Строганов собирал предметы искусства и одним из первых в XVIII веке открыл публичный музей — для всех желающих. Считается, что именно его шутливо упоминает в письме Екатерина II: «Два человека у меня делают все возможное, чтобы разориться, и никак не могут!» Благодаря государственному деятелю Сергею Строганову в 1825 году открылась Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам. В ней мог бесплатно учиться любой, независимо от происхождения.
#21
Павел Николаевич Демидов
Промышленники и оружейники Демидовы — в Сибири они имели больше 20 металлургических заводов — открывали школы для будущих мастеров.

В 1771 году они выделили средства на золотую медаль «За успехи в механике» в Академии художеств, а в XIX веке появилась Демидовская премия. Ее удостаивались хирург Николай Пирогов, химик Дмитрий Менделеев и другие.
#22
Меценатами были и аристократы Шереметевы. Николай Шереметев строил в Москве Странноприимный дом — больницу-приют для неимущих. Его сын Дмитрий Шереметьев добавил в приют еще 48 коек и увеличил сумму на его попечительство. В середине XIX века он перечислял деньги в московские храмы, приюты, обители и гимназии, а также частично содержал Петербургский университет. В это время возникла поговорка «жить на шереметевский счет».
#4

Елизавета Мамонтова и Маргарита Морозова

#5
Расцвет женского меценатства пришелся на вторую половину XIX века. Благотворительницы строили музеи и библиотеки, открывали галереи, в которых выставляли свои коллекции картин и предметов искусства, содержали философские, литературные и художественные кружки, выделяли деньги на храмы, приюты и школы.
#25
Илья Репин. Портрет Е.Г. Мамонтовой. 1874-1879. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Елизавета Мамонтова была женой русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В имении Абрамцево она основала знаменитый Абрамцевский художественный кружок, где в разные годы гостили и работали художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Константин Коровин, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Василий и Елена Поленовы.

В Абрамцеве Мамонтова открыла также лечебницу для крестьян и столярную мастерскую. А в конце XIX века вместе с Еленой Поленовой возродила народный промысел: именно здесь появилась школа абрамцево-кудринской резьбы.
#6
Наша цель — подхватить еще живущее народное творчество и дать народу возможность развить его. Резьба, как искусство, такое родное, такое свое дело для мальчика, взятого из крестьянской семьи, что он ее чувствует сам собой и превосходно исполняет.
Елизавета Мамонтова в письме критику Владимиру Стасову
#7
Мамонтова заботилась и о нравственности. Она организовала общество трезвости, открыла несколько читален. Ей помогали дочери Вера и Александра. В женской школе сестер Мамонтовых девочек обучали шитью и разным видам рукоделия.
#23
Валентин Серов. Портрет Маргариты Морозовой. 1910
Меценаткой была и племянница Саввы Мамонтова — Маргарита. В 1891 году она обвенчалась с Михаилом Морозовым, представителем знаменитой купеческой династии. Молодоженов сближала любовь к театру: в роскошном особняке Морозова они устраивали домашние представления и собирали сотни гостей.

В 1905 году Маргарита Морозова учредила в Москве крупное религиозно-философское общество, в заседаниях которого участвовали публицист Григорий Рачинский, драматург Валентин Свенцицкий, философ Владимир Эрн и другие. Морозова владела литературно-музыкальным салоном, открыла издательство «Путь», а во второй половине XIX века стала директором Русского музыкального общества. Многие годы она финансово поддерживала композитора Александра Скрябина и помогала организовывать концерты Сергею Дягилеву, одному из основателей «Мира искусства».
#8
Чуткость ее, восприимчивость и умение сглаживать острые углы меж кружками — создали из Морозовой незабываемую фигуру, которая оставила след в умственной культуре Москвы двух истекших десятилетий.
Андрей Белый, поэт
#9

Надежда фон Мекк

#26
Надежда фон Мекк
Надежда фон Мекк, в девичестве Фраловская, унаследовала от отца любовь к музыке, а от матери способность к предпринимательству. В 1848 году она вышла замуж за железнодорожного магната Карла фон Мекка.

В 1876 году муж Надежды фон Мекк умер. Он оставил супруге наследство: подмосковную усадьбу Плещеево, виллу в Ницце и несколько миллионов рублей. Фон Мекк помогала композиторам и музыкантам — Клоду Дебюсси, Николаю Рубинштейну, Генриху Венявскому и другим.

В 1877 году меценатка познакомилась с Петром Чайковским. Завязалась дружеская переписка. Надежда фон Мекк выделяла Чайковскому годовое пособие в 6000 рублей.
#10
Благодаря этому Чайковский смог уйти из Московской консерватории и заниматься сочинительством. А позже именно Надежда фон Мекк убедила Чайковского не бросать музыку из-за обрушившейся на него критики.
#11
Я Вам обязан всем, всем… Вы не только даете мне средства прожить без всяких забот трудный кризис, через который я должен пройти… Вы вносите теперь в мою жизнь новый элемент счастья… Я говорю о Вашей дружбе.
Петр Чайковский
#12
Благодарный композитор посвятил Надежде фон Мекк Первую сюиту для оркестра, Траурный марш и Симфонию № 4. Сохранилась только симфония. В переписке фон Мекк попросила Чайковского не указывать на партитуре ее имя. Поэтому на титульном нотном листе Чайковский сделал надпись: «Посвящается моему лучшему другу».
#13

Княгиня Мария Тенишева

#27
Илья Репин. Портрет М.К.Тенишевой. 1896. Смоленский государственный музей-заповедник
Мария Пятковская вышла замуж за коммерсанта и мецената Вячеслава Тенишева в 1892 году. Его назначили председателем правления Брянского рельсопрокатного завода, и супруги поселились в имении Хотылёво Брянского уезда.

Тенишева взяла на попечение Бежицкий завод неподалеку: семьи рабочих расселили из тесных бараков в домики с хозяйствами, построили несколько школ и столовую.

Около завода открыли театр, где горожане могли проводить досуг.
#15
Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?
Из воспоминаний Марии Тенишевой
#16
В 1893 году Тенишевы купили имение Талашкино, при котором создали настоящий просветительский центр: построили школу, открыли библиотеку и мастерские по обработке дерева, чеканке, керамике, вышивке. Изделия поступали в московский магазин Тенишевой «Родник». В соседнем хуторе Фленово княгиня открыла сельскохозяйственную школу.

В 1894 году Тенишева создала художественную школу-студию в Петербурге, а в 1896-м — начальную рисовальную школу в Смоленске. В 1898 году вместе с Саввой Мамонтовым меценатка вложила деньги в издательство журнала «Мир искусств».
 
В путешествиях по Европе Мария Тенишева собирала коллекцию фарфоровых изделий, скульптур и акварелей, а из поездок по старым русским городам и деревням привозила посуду, предметы быта, одежду и мебель. Позже она передала собрание акварелей в Государственный Русский музей. В 1903–1905 годах Тенишева приобрела в Смоленске участок земли, на котором построила особняк в неорусском стиле. В 1909 году в нем открылся частный музей «Русская старина», основу которого составила ее коллекция.
#17

Вера Фирсанова

#18
Вера Фирсанова — единственная дочь крупного московского предпринимателя Ивана Фирсанова. После смерти отца она унаследовала более двадцати домов в Москве, несколько миллионов рублей и семейное дело.
#19
Наконец исполняю самое утешительное сердцу моему священное обещание. Желание мое оказать посильную помощь бедным вдовам с их малолетними детьми и беспомощным одиноким женщинам, угнетенным бременем зол, нищетою, не могущим трудами своими себя пропитывать. Для сего желаю учредить убежище для бедных на 400 человек, а в дальнейшем сколько доходы позволять будут… Принимать в убежище старых, дряхлых и таких, кои совестятся просить милостыню, доброго поведения, всякого звания, которые по несчастью пришли в убожество и не в состоянии пропитаться своею работой…
Из завещания Ивана Фирсанова
#28
Вера Фирсанова
Первым делом, которое Вера Фирсанова продолжила после смерти отца, стал Дом для вдов и сирот. В 1881 году она вошла в комитет Московского попечительского общества, а в 1883-м выделила архитектору Митрофану Арсеньеву 700 тысяч рублей, чтобы он достроил приют.

Здание в псевдорусском стиле вместило 180 одноместных комнат и 80 палат на нескольких человек. При нем открыли школу для слепых детей, которых учили плести корзины и вязать чулки. Позже Фирсанова подарила учреждение Императорскому человеколюбивому обществу, но осталась его пожизненной попечительницей.
#20
Много средств Вера Фирсанова вложила в усадьбу Середниково в Московской губернии и окрестные деревни. На ее деньги построили школы, открыли курсы мастеров-краснодеревщиков, отреставрировали местную церковь, а к усадьбе подвели железнодорожную ветку. В Середникове жили бедные начинающие живописцы и бывали именитые художники и музыканты: Валентин Серов, Федор Шаляпин, Константин Юон, Сергей Рахманинов.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%