Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Известный мастер жанра

#1
Кто из отечественных художников написал пять портретов с членами императорской фамилии, чье остросоциальное полотно власти запретили показывать в России, а кто помогал своим творчеством сохранить от разграбления дворянские усадьбы после революции 1917 года? Рассказываем об отечественных художниках, которые много работали в одном жанре.
#2

Валентин Серов: портреты

#3
Валентин Серов считался в Петербурге начала прошлого века одним из самых модных портретистов. Он изображал представительниц знатных родов, написал скандальное авангардное полотно с балериной Идой Рубинштейн, нарисовал афишу с Анной Павловой для ее парижских гастролей. А еще создал не меньше пяти портретов великих князей и императоров, некоторые из них были этюдами к более крупным полотнам. Серов работал в импрессионистской манере: писал то крупными, то мелкими отдельными мазками, обводил фигуры контрастным контуром, тонко выписывал свет и тень.
#4
Пишу портреты направо и налево и замечаю, что чем больше их сразу приходится за день писать — тем легче, право, а то упрешься в одного — ну хоть бы в нос Гиршмана, так и застрял в тупике. Кроме того, примечаю, что женское лицо, как ни странно, дается мне легче, — казалось бы, наоборот.
Валентин Серов
#23
1 / 3
«Милуша Мамонтова», 1884
#5
Валентин Серов подолгу работал со своими героями. Про портрет «Девочка с персиками», для которого позировала дочь Саввы Мамонтова Вера Мамонтова, художник писал: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности». Свою кузину Марию Симонович, которая целое лето была моделью живописца, он принуждал «думать о чем-нибудь приятном». А вот портрет Николая II Серов создал всего за две встречи. Из-за этого заказа художник чуть не поссорился с императрицей Александрой Федоровной: она пыталась контролировать работу живописца, а он предложил ей закончить портрет самой.
#6

Василий Верещагин: батальные полотна

#7
Василий Верещагин много путешествовал по миру. Он изучал обычаи и традиции разных народов и писал яркие, полные этнографических деталей полотна с местными жителями. Однако одной из самых популярных тем в его творчестве была война.

Когда Верещагину было 25 лет, он устроился штатным художником к туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману, попал в осаду в его крепости, участвовал в походах и даже получил награду за отвагу. Позже он написал «Туркестанскую серию», в которую вошли батальные полотна, посвященные этим событиям. Потом живописец побывал на западе Китая, где в то время вспыхивали кровавые восстания. Считается, что здесь он задумал свое известное полотно «Апофеоз войны». В конце 1870-х годов Василий Верещагин участвовал в Балканском походе, был ранен. Там он наблюдал обратную, неприглядную сторону сражений.
#8
…Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать: участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны.
Василий Верещагин
#24
1 / 3
«Богатый киргизский охотник с соколом», 1871
#9
Однако современники критиковали творчество Василия Верещагина. Живописцы — за яркую палитру: в те годы придерживались классического стиля и писали в сдержанных тонах. Власти — за слишком натуралистическое изображение военных сцен. Даже Павел Третьяков, который собирался выкупить всю балканскую серию, ограничился лишь отдельными полотнами.
#10

Архип Куинджи: пейзажи

#11
Пейзаж был очень популярным жанром у художников XIX века. Иван Шишкин писал лесные чащи и опушки, Иван Айвазовский предпочитал море и прибрежные поселки, Илларион Прянишников изображал виды старинной Москвы. Архип Куинджи тоже писал морские и степные пейзажи, однако у современников он стал известен как художник лунного света. «Ночные» картины живописцы создавали и ранее, например Иван Крамской написал несколько мистических полотен в прохладных серебристых тонах. Но именно Куинджи достиг такого мастерства, что Илья Репин назвал его «художником света».
#12
Здесь он был чувствителен к малейшим погрешностям, даже мнимым, и неутомим в своей энергии глубочайших исканий иллюзии, как уже сказано. Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи.
Илья Репин
#25
1 / 3
«Ай-Петри. Крым», 1890-е годы
#13
Тонкой работой художник добивался от полотен эффекта свечения — «эффекта Куинджи», как говорили современники. Он изучал химию, работал с составом красок, добавлял в них металлическую пудру. К тому же был умелым колористом: мог оживить воду ночной реки темными мазками, а картинам добавлял объема, сочетая темные и холодные тона.

Одно из самых своих известных полотен — «Лунную ночь на Днепре» — художник сначала выставлял в мастерской, которую открывал раз в неделю для посетителей. А потом — на выставке Общества поощрения художников. Чтобы посмотреть на картину, жители Петербурга выстаивали немалые очереди. После выставки работу купил великий князь Константин Константинович, известный ценитель искусства.
#14

Василий Перов: социальная бытовая живопись

#15
Василия Перова современники называли «подлинным певцом скорби». Родился будущий художник в Тобольске, он был незаконнорожденным сыном губернского прокурора, по документам носил фамилию крестного — Васильев. А прозвище «Перов» получил позже — за успехи в чистописании. Уже в 15 или 16 лет юноша написал первые полотна, посвященные деревенской жизни и ее самым бедным представителям — нищим.

В своих последующих работах Василий Перов обращал внимание на проблемы общества, а иногда даже изображал целый социальный срез. Например, на картине «Проповедь в селе» он написал бесстыдно спящего в церкви барина, его родственницу, с которой кокетничает молодой помещик, отрешенно почесывающихся крестьян и детей с доверчивыми светлыми лицами. Более поздние полотна полны драмы. Среди них — «Проводы покойника», «Утопленница», «Тройка» с детьми-мастеровыми, которые из последних сил тащат обледенелую бочку воды. Картину «Сельский ход на Пасхе» с пьяным священником даже запретили показывать в России, однако ее все равно выкупил Павел Третьяков. А самого Перова чуть не сослали за эту живописную работу на Соловки.
Кроме остросоциальных полотен Василий Перов создавал картины на исторические темы и портреты. Его кисти принадлежат известные изображения Николая Островского, Федора Достоевского и Ивана Тургенева.
#26
1 / 3
«Очередная у бассейна», 1865
#16

Николай Ге: исторические картины

#17
Николай Ге был известен у современников полотнами на библейские мотивы. Эта тема спасла его от творческого застоя, когда он окончил Академию художеств и отправился в поездку по Европе. Ге написал «Тайную вечерю» и вместе с ней вернулся в Петербург.

В столице живописец участвовал в создании Общества передвижных выставок вместе с Иваном Крамским и Григорием Мясоедовым. Считается, что идея объединения, которое поможет художникам получить финансовую независимость и, главное, приобщать россиян к искусству, принадлежит именно Ге. Во время учебы в Академии он, стесненный в финансах, вынужден был купить фрак: по правилам, только так можно было попасть в Эрмитаж. Торжественный наряд Ге часто одалживал небогатым друзьям и в такие вечера сам не мог пойти ни в музей, ни на концерт.

Для первой же передвижной выставки Николай Ге написал историческое полотно «Петр I допрашивает царевича Алексея», а позже — «Екатерина II у гроба Елизаветы», «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском». В этих картинах Ге очень внимателен к деталям. Во время работы над первой картиной он побывал во дворце Монплезир в Петергофе, где царь-отец допрашивал сына, и сделал там множество интерьерных набросков. Для работы над вторым он изучал дневники Екатерины II и ее сподвижницы Екатерины Дашковой. На полотне можно увидеть царя Петра III в неподобающем трауру белом мундире: и будущая императрица, и ее подруга отметили в записках, что на прощании со своей тетушкой он был весел и кокетничал с дамами.
#27
1 / 3
«Борис Годунов и царица Марфа», 1874
#18

Виктор Васнецов: сказочные и былинные сюжеты

#19
Виктор Васнецов увлекался русским фольклором — еще в Академии художеств он создавал иллюстрации к сказкам. А первые эскизы к своим «Богатырям» сделал сразу после учебы, когда уехал в Париж. В 1877 году художник вернулся в Россию, поселился в Москве и стал создавать полотна, посвященные древнерусской истории и старинным сказкам. Васнецов писал, что «всегда только Русью и жил» и что его «не покидали неясные исторические и сказочные грезы».

В Москве живописец познакомился с Саввой Мамонтовым — известным любителем искусства и меценатом. Мамонтов сразу сделал заказ на три картины. И вскоре Виктор Васнецов написал «Битву скифов со славянами», «Ковер-самолет» и картину «Три царевны подземного царства» по мотивам сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое». Но из сказки живописец перенес на полотно только Золотую царевну. Вторая героиня, по замыслу художника, должна была олицетворять богатства Донецкого края и превратилась в повелительницу драгоценных камней. А третья, царевна каменного угля, стала данью времени: в то время развивалась промышленность и железнодорожное сообщение, а уголь считался черным золотом.

Васнецов часто гостил у Мамонтова в усадьбе Абрамцево. Там, на берегу заросшего пруда, он создал печальную «Аленушку» и картину «Иван-царевич на Сером волке». Невесту Ивана-царевича художник писал с племянницы Саввы Мамонтова, Натальи. Абрамцевские природные уголки появлялись и на других его картинах. А для детей мецената Васнецов построил беседку на курьих ножках, украшенную резьбой.

До самой смерти Виктор Васнецов работал над картиной «Богатыри», которую называл «дивным сном детства». В общей сложности живописец создавал ее 25 лет.
#20
Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.
Виктор Васнецов
#28
1 / 2
«Гамаюн», 1898
#21

Станислав Жуковский: интерьерная живопись

#22
Станислав Жуковский учился у Леонида Пастернака и Исаака Левитана. Он писал воздушные лирические пейзажи в импрессионистской манере и был очень популярен у современников: художника приглашали на российские и зарубежные выставки, а его полотна очень быстро раскупали.
В 1910-х годах Жуковский увлекся новой темой. Он стал путешествовать по Центральной России и зарисовывать интерьеры старинных усадеб, а по наброскам потом создавал яркие полотна. Художник писал интерьеры в разные времена года и в разное время суток. Но практически все объединяет один центральный элемент — окно, за которым Жуковский изображал то буйную весеннюю зелень или лунную ночь, то знойные летние поля или золотую березовую рощу, то прозрачный зимний сад или темный лес. Внутри комнат художник прописывал множество деталей: лепнину, ковры, вазы, изысканную мебель.

После революции 1917 года Жуковский в составе разных комиссий посещал те же усадьбы, в которых уже не было прошлых хозяев, и спасал их от разорения. Он описывал интерьеры и делал наброски предметов искусства и убранства, которые надлежало передать в музеи. В 1923 году Станислав Жуковский покинул Россию и уехал в Польшу.
#29
1 / 3
«Бессонная ночь. Светает», 1903
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%