Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Известные дворцы Санкт-Петербурга

#1
Северная столица известна своими императорскими резиденциями, домами великих князей и княгинь и роскошными зданиями, которые строили для своих потомков богатые промышленники. Рассказываем об известных дворцах Санкт-Петербурга, в которых сегодня работают музеи. Их можно посетить с экскурсией или самостоятельно и увидеть элементы старинной отделки, которая сохранилась с прошлых веков.
#2

Зимний дворец: «строитца для одной славы всероссийской империи»

#19
Зимний дворец
#3
Современный нам Зимний дворец начал проектировать Бартоломео Франческо Растрелли в середине XVIII века. Это была пятая зимняя резиденция царской семьи в столице. Изначально императрица Елизавета Петровна хотела лишь расширить свой дворец, но архитектор убедил ее, что на месте старого здания лучше возвести новое.
#4
Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию.
Елизавета Петровна
#5
Огромное здание четырехугольной формы с внутренним двором строили 12 лет. Царская семья в это время жила во временном дворце на Невском проспекте. Новую резиденцию украшали колонны, обильная лепнина, наличники разных форм, вазы, статуи и кованые въездные ворота. А внутри архитектор задумал огромные залы, крытые галереи и торжественную парадную лестницу.

Переезжал двор уже с новым императором Петром III: Елизаветы Петровны не стало в 1761 году. К Пасхе 1762 года в здании освятили домовую церковь, а оформлять интерьеры продолжали еще даже при Екатерине II. Кроме покоев для членов царской семьи, во дворце располагались театр, музей, парадные залы для приемов, балов и разных церемоний. А еще множество подсобных помещений: кухни, кладовые, конюшни и даже аптека с лабораторией.

В 1837 году в здании случился большой пожар. По одной из версий, Огюст Монферран, достраивая резиденцию несколькими годами ранее, допустил ошибку, когда создавал систему отопления. Дворец горел двое суток. Огонь уничтожил не только все его интерьеры и убранство, но и внутренние перекрытия. Восстанавливал здание архитектор Василий Стасов, работы длились два года. Новое здание в точности копировало старое — и внешним обликом, и интерьерами.

Зимний дворец в прошлые века не был зеленым. После постройки он был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью», затем в XIX веке здание отделывали в красных и кирпичных тонах, а в военные годы перекрасили в серый, чтобы замаскировать его при обстрелах.

Сегодня в здании располагается Государственный Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира.
#6

«Жалкий дом»: Летний дворец Петра I

#20
Летний дворец Петра I
#7
Каменную резиденцию для Петра I начали строить в 1711 году по проекту Доменико Трезини, а следующие три года отделывали — внутри и снаружи. Для фасадов немецкий скульптор Андреас Шлютер создал терракотовые барельефы, посвященные Северной войне. Само здание возвели компактной и простой формы, без изысканного декора. Внутри дворца располагалось всего 14 комнат и две кухни. Интерьеры тоже были сдержанными: резные деревянные панели, изразцовые печи и расписные плафоны. За простоту планировки и аскетичность декора один из послов назвал царский дворец «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным».

После смерти первого российского императора дворец ни разу не перестраивали. В XIX веке здесь отдыхали государственные чиновники, а в 1903 году внутри открыли выставку к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.

В 2004 году здание стало частью комплекса Государственного Русского музея. Здесь воссоздали атмосферу старинного царского жилища. До наших дней в здании сохранились плафоны и печи, сосновые шкафы для одежды и отделочные деревянные панели. В кабинете Петра хранится действующий ветровой прибор тех лет, а еще в музее можно увидеть одежду императора, картины, мебель и другие предметы искусства той эпохи.
#8

Мраморный дворец: «принадлежность комфорта и роскоши»

#21
Мраморный дворец
#9
Постройку этого здания Екатерина II заказала архитектору Антонио Ринальди. Дворец должен был стать подарком для фаворита императрицы — графа Григория Орлова. Возводили здание 17 лет. Орлов не дожил два года до окончания строительства, и дом унаследовали его братья. Однако Екатерина выкупила резиденцию и позже подарила ее на свадьбу своему внуку — великому князю Константину Павловичу.
 
Дворец назвали Мраморным из-за отделки. Он стал первым зданием столицы, которое облицевали натуральным камнем. Для декора архитекторы использовали 30 видов гранита и цветных мраморов, которые добывали «для государственных и частных нужд» на территории современной Карелии.

#10
Изделия Тивдиевского мраморного завода, отличающиеся необыкновенной прочностью и изящною отделкою, с честью могут служить принадлежностью комфорта и роскоши.
Памятная книжка Олонецкой губернии на 1857 год
#11
Изнутри дворец тоже был украшен разными видами камня, а еще — барельефами, которые создали скульпторы Федот Шубин и Михаил Козловский.
 
В 1832 году владельцем дворца стал великий князь Константин Николаевич. Он собирал картины, выделял средства на поддержку художников и очень любил музыку. Великий князь стал устраивать во дворце балы и концерты, на которых выступали Милий Балакирев, Антон Рубинштейн, Николай Римский-Корсаков и даже Иоганн Штраус — впервые в России.
 
В 1892–1915 годах дворец перешел к сыну великого князя, Константину Константиновичу. Он был не менее творческой личностью: писал стихи и пьесы, возглавлял Российскую академию наук и переводил на русский произведения Иоганна Вольфганга Гете, Уильяма Шекспира, Фридриха Шиллера. В эпоху Серебряного века здесь сохранялась богемная атмосфера: на вечерах бывали поэты, композиторы и художники, а само здание стал одним из центров культурной жизни столицы. Сын Константина Константиновича, Гавриил, в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».
В 1991 году дворец передали в ведение Русского музея. Здесь открылся Музей Людвига. Экспонаты для него — предметы искусства от послевоенных времен до начала XXI века — подарили германские коллекционеры Петер и Ирене Людвиг. Здесь можно увидеть работы Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Тома Вессельмана и других известных зарубежных художников.
#12

Михайловский дворец: «дабы сын мог жить по-царски»

#22
Михайловский дворец
#13
Резиденцию для великого князя Михаила Павловича решил строить его отец, Павел I. Михаил Павлович не мог унаследовать трон, и император приказал ежегодно откладывать крупные суммы, «дабы сын, достигнув совершеннолетия, по крайней мере, мог жить по-царски». Однако Павел I погиб во время дворцового переворота, а дворец для младшего брата начал строить Александр I.

Проект классицистического здания и прилегающей площади создал архитектор Карл Росси. Ансамбль возвели в форме каре — открытого четырехугольника. В центре располагался сам дворец, а по бокам — служебные флигели. Также архитектор продумал Конюшенный корпус, Прачечный дом, расположение сада с павильоном и даже пристань на реке Мойке.

Дворец достроили в 1825 году. Внутри он был богато декорирован скульптурами, лепниной, живописными орнаментами, мраморными пилястрами, изысканным паркетом и живописными плафонами. Несколько аскетичными выглядели на общем фоне парадные покои самого великого князя. Он не любил роскошь и предпочитал более спокойную отделку комнат. Зато в его покоях хранилось обширное собрание оружия, военных мундиров и снаряжения.
#14
В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов. Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами.
Александр Бенуа
#15
Самой известной владелицей дворца считается вдова великого князя — Елена Павловна, урожденная принцесса Вюртембергская. Она была прекрасно образована, почти 30 лет устраивала во дворце «четверги», на которых собирались государственные деятели, художники, музыканты, писатели. Великая княгиня была меценаткой, учредила первую в России консерваторию, а в годы Севастопольской обороны создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Елена Павловна интересовалась политикой, и считается, что именно на ее вечерах гости продумали и обговорили тонкости будущей Крестьянской реформы.

В 1895 году наследники княгини продали дворец государству. Здесь решено было открыть Русский музей императора Александра III. Следующие несколько лет здание перестраивали: расширяли дверные проемы, объединяли небольшие комнаты в залы, реставрировали барельефы, кое-где снимали отделку со стен и разбирали печи и камины. В помещениях, где был запланирован верхний свет, закладывали окна. Руководил работами архитектор Василий Свиньин.
 
В Михайловском дворце открылся первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Он был в планах еще у Александра III, а после гибели императора указ издал Николай II. Сюда передали произведения искусства из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов. Часть предметов поступила из фондов Эрмитажа, часть была подарена Академией художеств и частными коллекционерами.
 
Сегодня в главном здании Русского музея хранится и выставляется около 400 тысяч экспонатов — старинные иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, портреты, которые создали известные мастера жанра Дмитрий Левицкий и Федор Рокотов. А также живописные работы классиков XIX и XX века, в том числе полотна участников объединения «Мир искусства».
#16

Строгановский дворец: смерть в картинной галерее

#23
Строгановский дворец
#17
Дворец в стиле барокко для промышленников и меценатов Строгановых возвел в 1756 году архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. Здание состояло из двух корпусов, между ними был расположен внутренний дворик. Окрасили его, как и Зимний дворец напротив, «песочною краскою с прожелтью», а позже — в розовый с белым. Решетки балконов покрыли краской золотистого оттенка.

Во дворце было 50 комнат. Их богато украсили колоннами, лепниной, резными наличниками и росписями. Многие предметы декора изготовили мастера из Италии. Большой танцевальный зал украшал плафон «Триумф героя», который создал живописец Джузеппе Валериани. Дворец не раз перестраивали: заново отделывали интерьеры, в патио то появлялся, то исчезал маленький сад. Над обновлениями работали архитекторы Андрей Воронихин и Федор Демерцов. Воронихин построил лестницу с колоннами и Минеральный кабинет с куполом — тут хранилась коллекция книг и минералов графа Александра Строганова. А Демерцов устроил картинную галерею в анфиладе комнат. Здесь разместили полотна, которые собирал граф: он увлекался искусством. Считается, что накануне кончины Строганов попросил перенести его в галерею, чтобы умереть там.
Коллекцию произведений искусства пополняли наследники графа. Они собирали монеты разных стран и эпох, декоративные серебряные изделия, живописные полотна и другие экспонаты.
В 1918 году дворец национализировали. Сначала его открыли для посетителей, но вскоре закрыли, а семейную коллекцию произведений искусства распределили между другими музеями. Многие экспонаты были похищены или утеряны, перепроданы за границу. В здании разместился сначала Институт растениеводства Академии наук, а затем военное ведомство.
 
В 1988 году Строгановский дворец передали Русскому музею. Здесь можно осмотреть отреставрированные интерьеры Большого танцевального зала, где сохранился плафон «Триумф героя» Джузеппе Валериани, парадной столовой, картинной галереи, Минералогического кабинета и Арабесковой гостиной. В собрании хранятся произведения искусства из фондов Русского музея и коллекция горных пород Строгановых
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%