Сразу после ухода Будды Шакьямуни его учение разделилось на множество разных школ. Они дали начало основным направлениям буддизма — тхераваде и махаяне, или Великой колеснице. Другое название тхеравады, которое ей дали сторонники махаяны, — это хинаяна, или Малая колесница.
Тхеравада переводится как «учение старейшин» и происходит от ранних буддийских школ III века до нашей эры. Тхеравада консервативна в вопросах канонических текстов и винаи — так называется свод правил и распорядок монашеской общины. Главным текстом направления считается Палийский канон — собрание священных текстов на языке пали, в котором содержатся основы учения и биография Будды. В наши дни тхераваду практикуют на Шри-Ланке, в Юго-Восточной Азии, в меньшей степени — в Китае, во Вьетнаме, Бангладеш, Малайзии и Индонезии.
Махаяна сформировалась в Индии в конце I века до нашей эры. В ее основу легли сутры, или своды высказываний и правил, написанные на санскрите. Махаяну практикуют в Индии и азиатских странах: Китае, Японии, Корее, Непале, Бутане, на Тибете и в Монголии.
Основное отличие тхеравады от махаяны заключается в отношении к идеальной личности и цели буддийского пути. Последователи тхеравады считают целью буддизма освобождение от страданий. Идеальной личностью становится архат — монах, который полностью освободился от страданий и достиг нирваны. Согласно доктринам, стать архатом может только монах, практикующий дхарму самостоятельно, причем на пути ему понадобится множество перерождений.
Простые люди могут лишь улучшать свою карму добрыми делами и поддерживать сангху, тогда в последующих жизнях они получат шанс стать монахами, после чего начнут свой путь к нирване.
Кроме решения следовать пути, ведущему к освобождению и нирване, буддисту следует взращивать в себе метту — доброту ко всем живым существам.
Идеальная личность в махаяне не архат, а бодхисаттва — принявший решение стать буддой, чтобы нести благо всем живым существам. Цель буддийского пути — просветление, а не нирвана. Бодхисаттвой может стать любой монах или мирянин. При этом махаяна называет архатов тхеравады шраваками, то есть слушающими голос. Это ученики Будды, которые увлеклись идеей собственного спасения и не постигли всей глубины дхармы. Уйдя в нирвану, они остаются вне мира, не проповедуют другим и лишают их шанса на просветление.