Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

История портретного жанра в России

#1
От парсуны до «Девочки с персиками», от Симона Ушакова до Роберта Фалька, от иконописи до авангарда — рассказываем, как эволюционировал портрет в русском искусстве с Древней Руси до революции 1917 года.
#2

ПЕРВЫЕ ПОРТРЕТЫ

#3
Художников Средневековья мало интересовали личности изображаемых героев. Они стремились передать социальный статус портретируемого, показать, кем он является в обществе. Поэтому писали в основном знатных лиц, представителей царского рода или высших церковных иерархов. Средневековые портреты по технике исполнения практически не отличались от икон.
#4
Изборник Святослава, 1073 год
Одним из первых портретных изображений конкретного человека в русской культуре исследователи считают миниатюру в «Изборнике Святослава» 1073 года, представляющую князя Святослава Ярославича с семьей. Индивидуальные черты лица попытался передать и неизвестный художник в портрете князя Ярослава в церкви Спаса на Нередице. Одним из первых автопортретов, причем совсем незнатного человека, называют изображение на Корсунских вратах Новгородской Софии.
#5
Там себя в XIV веке написал литейщик Аврам — в коротком кафтане, с клещами и молотом в руках. В 1470-х годах появился первый групповой портрет светских лиц — на иконе: «Молящихся новгородцев» заказал боярин Антипа Кузьмин, и мастер изобразил в нижней части иконы самого заказчика и его семью.
#7

Первые светские портреты. Симон Ушаков

#8
Первые светские портреты появились во время правления Ивана III и Василия III. Их создавали только по определенным поводам. Чаще всего писали великих князей и княжон, чтобы отправить их портреты в Западную Европу потенциальным невестам и женихам. Стоглавый собор 1551 года признал законным изображать на иконах царей, князей и даже простой народ. На одном из следующих соборов разрешили писать не только традиционные религиозные сюжеты, но и притчи. Благодаря этим решениям в иконописи стали появляться бытовые мотивы.
#9
Грановитая палата
При Иване IV в Кремле появилась царская мастерская палата. Грозный хотел увековечить в иконах и фресках свои военные победы, в этом его поддерживала и церковь в лице митрополита Макария. Так начали появляться прижизненные портреты как самого государя, так и его приближенных. При царе Федоре 
#10
Иоанновиче в Грановитой палате была создана роспись, изображавшая всех русских князей — от Рюрика до Бориса Годунова.

Новый этап развития портрета начался в XVII веке во многом благодаря иконописцу и графику, мастеру Оружейной палаты Симону Ушакову. На тот момент в России уже имели представление о западной живописи, и Ушаков, ориентируясь на европейские образцы и экспериментируя, первым добился анатомической правильности в изображении человеческих лиц. Он работал над объемом с помощью теней и света, старался придать своим героям узнаваемые портретные черты и даже передать движение. Около 1666 года Симон Ушаков создал первое сочинение по теории искусства — «Слово к люботщательному иконного писания».

В это время в России начал складываться новый жанр — парсуна, которую можно считать прямым предком портрета. Первые парсуны создавались для надгробий и практически ничем не отличались от икон. Их даже писали так же — темперой по доске. Художники старались придать изображениям портретное сходство, однако оно оставалось весьма условным. Во второй половине XVII столетия неизвестный живописец создал серию портретов братьев Ивана, Александра и Афанасия Репниных — эти работы были написаны маслом на холсте и, по предположениям искусствоведов, с натуры.

#11

Портрет петровского времени

#12
Западное искусство стало одним из главных ориентиров для русской художественной школы во время правления Петра I. Император приглашал в Россию не только ученых, военных и инженеров, но и иностранных живописцев, а также ввел моду на приобретение за рубежом работ художников-современников, например голландцев. На этом фоне менялась и отечественная школа.
#14
Иван Никитин. Портрет Петра I
В XVIII веке портрет стал одним из основных жанров живописи. Однако, чтобы развиваться в ногу с Европой и ее стилями — барокко, классицизмом и другими — русским художникам предстояло уйти от иконописных традиций парсуны и овладеть основными художественными принципами современной живописи. Живописцы начали активно работать со светом,
#15
изучать техники масляной живописи и законы колорита, а на картинах появилась прямая перспектива — глубина и объем изображения.

Большой вклад в русскую живопись того периода внесли Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Иван Аргунов и Алексей Антропов. При этом авторство многих работ этого периода определить сложно. Это связано с тем, что некоторые портреты знатных людей и императорской семьи считались эталонами, которые многократно копировали разные художники, не оставляя подписей.
#17
Алексей Антропов. Портрет Петра III
В парадных портретах необходимо было соблюдать ряд условностей. Тщательно выписывали позу, костюм, отражающий социальный статус, общий антураж, атрибуты. Например, военачальников изображали исключительно в парадных мундирах, с оружием и орденами. Особое внимание уделяли деталями — ткани, шитью, кружеву, драгоценностям и наградам.
#18

Вторая половина XVIII века

#19
В 1757 году в Петербурге была основана Академия художеств, а в 1767 году в ней появился отдельный портретный класс. До этого момента русские портретисты учились живописи, поступая в подмастерья к практикующим художникам, или брали уроки у известных живописцев, приехавших из Европы. Например, Алексей Антропов учился у итальянца Пьетро Ротари, а Иван Аргунов — у немца Георга Гроота.
#20
Императорская Академия художеств
#21
Во второй половине XVIII века портрет перестал быть второсортным жанром и стал признанной специализацией. Из девяти первых выпускников Академии пятеро были именно портретистами. Работы в этом жанре принимали на академические выставки, художник мог стать членом-корреспондентом Академии или даже академиком — то есть сделать полноценную карьеру. Так, живописец Владимир Боровиковский первое из этих званий получил за портрет Екатерины II в Царскосельском парке, а второе — за портрет великого князя Константина Павловича. Кроме того, во второй половине столетия мастера стали брать частные заказы. Например, Федор Рокотов, который не сделал карьеру в Академии художеств, переехав в Москву, стал очень востребованным художником, получая заказы на портреты местной знати.
#22
Работы Федора Рокотова
#23
Федор Рокотов и Дмитрий Левицкий стали первыми художниками, о чьей индивидуальной творческой манере говорили в обществе. Каждый из них сформировал узнаваемый стиль — и это был еще один важный шаг в развитии русской портретной живописи. В это время многие художники начали работать с живописью как таковой вне зависимости от сюжета, и искать собственное видение, работая с мазками, фактурой, колоритом.

Рокотов стал первым мастером так называемого эмоционального портрета. Он вдохновлялся работами Пьетро Ротари. Если женские головки итальянца современники считали лишь декоративными работами в стиле рококо, то Рокотов увидел в них попытку передать тонкие эмоции моделей. Традиционный темный, почти черный фон портретов Рокотов изменил на более светлый, расплывчатый, дымчатый. И сосредоточил внимание на характере портретируемых, их эмоциях.
#24
Дмитрий Левицкий. Смолянки
Одними из самых известных работ Левицкого стали семь картин, которые вошли в цикл «Смолянки» 1772–1776 годов. На них художник изобразил воспитанниц Смольного института благородных девиц, основанного по приказу Екатерины II. На портретах девушки показывают, чему обучаются: 
#25
играют на арфе, исполняют театральные роли, танцуют. А одна из них изображена с книгой и вакуумным насосом — современным научным инструментом.
#26
Вот это истинный восемнадцатый век во всем его жеманстве и кокетливой простоте…
— писал об этой серии художник и критик Александр Бенуа
#27
«Смолянок» исследователи считают предтечей реалистического портрета, поскольку на этих картинах практически отсутствуют условные позы и жесты, характерные для традиционных портретов XVIII столетия.
#28

XIX век

#29
Если в XVIII веке героями портретов оставались исключительно дворяне, то в XIX столетии круг портретируемых существенно расширился. Главными художниками этого жанра в начале века стали Василий Тропинин, Орест Кипренский, Карл Брюллов. Академия художеств к тому моменту уже выпускала сильных мастеров-классицистов, кроме того, наладилась система отправки лучших учеников в заграничные пенсионерские поездки. Это позволило начинающим живописцам учиться, ориентируясь на главные европейские шедевры.
#34
#35
Влияние западной живописи прослеживается в работах всех художников того времени. Например, Орест Кипренский в портрете Адама Швальбе ориентировался на работы Рембрандта: в его технике эксперты отмечают отсылки к фламандской живописи.
#37
Илья Репин. Мужичок из робких
В середине столетия портреты в концепции русского реализма создавали художники-передвижники: Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Николай Ге и другие. Они обратились к новым героям — крестьянам, разночинцам. Появился так называемый «социальный портрет» — картина на злободневную тематику с единственным героем, например это работа Ильи Репина «Мужичок из робких».
#36
Часто портрет героя становился смысловым центром большой жанровой картины, как, например, на полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова».

Важной особенностью русского портрета XIX века стал психологизм, интерес к внутреннему миру человека. Если в романтическом портрете важно было передать чувства героя, то главной целью художников XIX столетия стало отображение мыслей портретируемого. «Только сочетание идеи и формы переживает свое время», — говорил Крамской. Художники часто писали психологические портреты современников, и до наших дней дошли многие работы, например портрет Федора Достоевского кисти Василия Перова или портрет Толстого кисти Ивана Крамского.
#30

Серебряный век

#31
Мастера Серебряного века — рубежа XIX–XX веков — начали искать новые способы художественной выразительности. Благодаря объединению «Мир искусства» и одноименному журналу, русская публика и художники узнали о современных тенденциях европейской живописи. Ориентируясь на новейшее французское искусство, многие живописцы, например Константин Коровин, начали экспериментировать с импрессионистической манерой: писали на пленэре, использовали дробные мазки, цветные тени, старались передать мгновенное впечатление от увиденного.

Эти эксперименты не обошли стороной и портретный жанр. Одним из первых импрессионистических портретов стала работа Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем». Новаторская работа вызвала массу негодований у приверженцев академической живописи. Владимир Маковский спросил у купившего картину Павла Третьякова: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис?» — подразумевая и синие тени на лице девушки, и «дурное» влияние Франции на русское искусство. Однако другая работа, выполненная в столь же свободной манере, принесла Серову славу — это был знаменитый портрет Веры Мамонтовой «Девочка с персиками». В портретной живописи пробовали себя практически все известные художники — Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Малютин, Константин Сомов, Виктор Борисов-Мусатов.
На смену символистам и импрессионистам Серебряного века в начале 1900-х годов пришел авангард. Появились новые художественные объединения, например «Бубновый валет». Художники — Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Илья Машков, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов и другие — искали новый художественный язык, который соответствовал бы революционным настроениям. Это выражалось и в их портретной живописи. Например, полотно «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» кисти Машкова произвело фурор на выставке «Бубнового валета». Огромную работу размером почти два на три метра сочли пародией на классическую живопись и серьезным манифестом нового искусства.
#39
#40
Существовало несколько направлений новой живописи. Сезаннисты ориентировались на работы Поля Сезанна, для их работ были характерны контрастные цвета, упрощенные геометрические формы, искаженная перспектива. Неопримитивисты вдохновлялись ориентальными мотивами и народным декоративно-прикладным искусством. Экспрессионисты стремились выразить на холсте собственное эмоциональное состояние, а не изобразить сюжет.

Все эти художники в своих работах стремились не показать портретное сходство с моделью, а скорее передать свое видение человека с помощью новых живописных средств.
#32

Что потом?

#33
После революции, когда главенствующим жанром стал соцреализм, сформировался советский портрет. Он прежде всего должен был соответствовать государственной идеологии. Главными героями живописцев — Александра Дейнеки, Исаака Бродского, Аркадия Пластова — стали вожди и представители простого народа — строители социализма. Портретные образы современников художники создавали не только в живописи, но и в монументальной скульптуре, на плакатах, в графических иллюстрациях.
#41
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%