Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

История Императорского фарфорового завода

#1
Изящная тонкая посуда из белой глины была востребована у европейцев и россиян с тех самых пор, как миру стал известен китайский фарфор. Многие страны налаживали свое производство таких изделий, чтобы не закупать предметы роскоши за границей. Читайте, как в России появилась первая «порцелиновая» мануфактура и как она стала всемирно известным заводом по производству фарфора.
#2

«Порцелиновая» мануфактура

#3
Глиняные изделия на Руси начали изготавливать еще в XVI веке. Это называлось «ценинный промысел»: предметы обжигали, покрывали глазурью и использовали в быту. Изразцами декорировали печи, церкви, дома бояр. В начале XVII века из белой гжельской глины создавали аптекарские сосуды, а в следующем столетии мастера стали лепить яркую посуду с цветными росписями, которые со временем превратились в синие кобальтовые узоры.

В XVIII веке в Россию начали завозить заграничный фарфор — в основном немецкой Мейсенской фабрики, Берлинской фарфоровой и Севрской мануфактур. Однако его стоимость была довольно высокой. И в 1717 году было решено организовать производство изящных предметов быта из местной глины, из которой, как писала специально созданная Мануфактур-коллегия, «крестьяне от неискусства делают простую белую посуду».

Первый в России завод, на котором выпускали майолику с росписью по сырой эмали, открыл в 1724 году московский предприниматель Афанасий Гребенщиков. Сначала здесь создавали изразцы, затем курительные трубки, а позже и посуду. Вскоре завод получил звание «поставщика Ее Императорского Величества» и изготавливал изделия для царского двора.
#20
1 / 3
Блюдо. Майолика. Третья четверть XVIII в. Роспись подглазурная. Завод Гребенщикова
#22
Спустя 20 лет, в 1744 году, под Петербургом стали строить «порцелиновую» мануфактуру — порцелином в то время называли белый фарфор. Первые заводские опыты были неудачными, но в 1746 году ученый, товарищ Михаила Ломоносова Дмитрий Виноградов получил первые изделия, напоминающие по качеству европейские. Для них Виноградов использовал гжельскую белую глину, кварц и алебастр. А еще он проектировал печи для обжига, проводил опыты по глазуровке, придумывал составы красок и золотого порошка для росписей, а все итоги записывал специальным шифром. А позже написал первую в Европе монографию по технологии фарфорового производства:
#15
Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ.
#16
На порцелиновой мануфактуре выпускали табакерки и пуговицы, броши и небольшие скульптуры — все это поставляли ко двору Елизаветы. А Виноградов создал первый «Собственный Ея Величества» сервиз — для приемов императрицы.
#4

Императорский фарфоровый завод

#5
Когда на престол взошла Екатерина II, мануфактуру реорганизовали и переименовали в Императорский фарфоровый завод. А императрица сформулировала для него задачу — «удовольствовать всю Россию фарфором». На производство пригласили французского скульптора Якова Рашета. При Екатерине на Императорском фарфоровом заводе создали специальную серию статуэток «Народы России». Этим заказом тоже руководил Яков Рашет. Он использовал в работе книгу немецкого этнографа Иоганна Готлиба Георги с описаниями нарядов, жилищ и обрядов разных российских этносов. Кроме представителей народов, Рашет создал статуэтки промышленников, ремесленников и городских торговцев.
#19
1 / 4
Императорский фарфоровый завод
#18
В конце столетия Императорский завод стал известным в Европе предприятием. Сервизы, которые здесь изготавливали, порой состояли из тысячи предметов: не только посуды и ваз, но и скульптурного декора. Подобные изделия считались у аристократов предметами особой роскоши, их богато украшали росписью по белому фону.
#6
Нынешний фарфор есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т.е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи.
Иоганн Готлиб Георги, этнограф и путешественник
#7
После воцарения Павла I ко двору продолжали заказывать посуду и предметы быта. В эту эпоху у дворян стали популярны сервизы для завтрака на две персоны. Они назывались «дежёне» и состояли из подноса, чашек с блюдцами, кофейника или чайника и сахарницы. Последний сервиз ХVIII века создали на заводе для любимого детища Павла I — Михайловского замка. И именно он украшал стол накануне той ночи, когда погиб император.
#8

Фарфоровое производство до революции 1917 года

#9
При Александре I Императорский завод снова реорганизовали. Сюда пригласили лучших российских и заграничных художников, в том числе из Севрской мануфактуры. Выпуском скульптур руководил Степан Пименов, профессор Академии художеств: он создавал модели не только для статуэток, но и для крупных сервизов. Мастера завода производили много тематических изделий: например, «военные тарелки» с изображением солдат и офицеров прославляли победу в Отечественной войне 1812 года, а «гурьевский» сервиз был украшен видами Петербурга и жанровыми сценками, а еще на нем изобразили представителей народов России. На чашки наносили портреты императоров, известных людей эпохи и полководцев. Также на заводе выпускали вазы — помимо богатой росписи, их украшали позолотой и объемными декоративными элементами.

Когда к власти пришел Николай I, в моду вошла изысканная, сложная живопись по фарфору, художники даже копировали полотна средневековых мастеров — с детальной точностью и большим вниманием к колориту. А еще на вазы и фарфоровые пластинки наносили изображения святых. Изделия этой эпохи не раз появлялись на всемирных выставках и получали там высокие награды.
Во второй половине XIX века производство на Императорском фарфоровом заводе заметно упало. Здесь по-прежнему выпускали сервизы, но их декор стал гораздо скромнее. Лишь когда на престол взошел Александр III, мастера вновь стали создавать новинки — изысканные посудные наборы, вазы в китайском и японском стиле.

В годы Первой мировой войны завод достиг такого технологического расцвета, что выпускал даже изделия для фронта — химический и электротехнический фарфор. Николай II вновь возобновил выпуск «военных тарелок» и серию «Народы России» — к 300-летию дома Романовых. Коллекцию создавали на основе первой переписи населения 1897 года. Руководили работами директор Императорского фарфорового завода барон Николай Вольф и директор Музея антропологии и этнографии Василий Радлов. Специалисты изучали музейные экспонаты и материалы, которые привозили из поездок путешественники, — фотографии, предметы быта и культа, одежду. Этнографы сравнивали костюмы и украшения разных народов, а художники создавали эскизы. Мастера трудились над коллекцией 10 лет и в итоге создали к 1917 году 74 фигурки. Их выпускали даже после революции.
#25
«Влюбленные», Сомов К.А.
В годы Первой мировой войны завод достиг такого технологического расцвета, что выпускал даже изделия для фронта — химический и электротехнический фарфор. Николай II вновь возобновил выпуск «военных тарелок» и серию «Народы России» — к 300-летию дома Романовых. Коллекцию создавали на основе первой переписи населения 1897 года.
#24
Руководили работами директор Императорского фарфорового завода барон Николай Вольф и директор Музея антропологии и этнографии Василий Радлов. Специалисты изучали музейные экспонаты и материалы, которые привозили из поездок путешественники, — фотографии, предметы быта и культа, одежду. Этнографы сравнивали костюмы и украшения разных народов, а художники создавали эскизы. Мастера трудились над коллекцией 10 лет и в итоге создали к 1917 году 74 фигурки. Их выпускали даже после революции.

В эту эпоху с заводскими мастерами сотрудничали художники объединения «Мир искусства» — Константин Сомов, Евгений Лансере и другие. Сомов создал три статуэтки — «Даму с маской​», «Влюбленных» и «На камне​». А некоторые из них даже раскрасил вручную:
#10
Я эти вещи проработал кропотливо более года, они раскрашены мною очень детально и тонко.
#11

XX век: советский ампир, фигурки космонавтов и сервизы с петухами

#12
После революции Императорский фарфоровый завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод. Руководил им Сергей Чехонин, ученик Ильи Репина, позже его прозвали «мастером советского ампира». На заводе начали выпускать так называемый агитационный фарфор: посуду украшали яркие тематические узоры, эмблемы, гербы и революционные лозунги. С заводом сотрудничали художники Борис Кустодиев, Александр Самохвалов, Кузьма Петров-Водкин. Эскизы также создавал Казимир Малевич с учениками. Их работы отличались геометрическими формами и сдержанными чистыми оттенками на белом фоне. Василий Кандинский разрабатывал предметы с абстрактным декором. Чехонин писал о художниках этих лет:
#13
Их работы могут конкурировать с лучшими произведениями прошлого фарфора, даже в некоторых подходах превышают его.
#27
В 1930-е годы на заводе, который стал называться к тому времени Ленинградским фарфоровым заводом им. М.В. Ломоносова, сменилась художественная концепция. Здесь работали художники Михаил Мох, Иван Ризнич, Наталья Данько, Тамара Безпалова-Михалева и другие. Они создавали тематические изделия, посвященные актуальным событиям десятилетия: развитию промышленности, ликвидации безграмотности, социалистическим стройкам, открытию московского метро, электрификации городов и деревень.
#28
Магазин Государственных фарфорового и стеклянного заводов (ГФиСЗ).1920-е гг.
#31
На декоративных вазах по-прежнему изображали революционные сюжеты и отражали трудовые достижения советского народа. Также здесь выпускали бюсты прославленных деятелей эпохи и серии фигурок со школьниками и спортсменами. Фарфор 1930-х годов отличался мягкими формами и сочными красками росписи. Рисунки все чаще наносили с помощью печати — это удешевляло изделия и делало их доступными для населения.
#32
Фарфор 1930-х годов
#14
В военные годы фарфоровую посуду практически не изготавливали, заводы работали на нужды фронта. А после 1945 года декор бытовых предметов прославлял Победу, армию и флот, подвиги советских солдат и офицеров. Параллельно мастера расписывали вазы и сервизы пышными растительными мотивами, изображали сказочные сюжеты, а художник Алексей Воробьевский создавал яркие красочные сервизы с петухами и чашки со сложными цветочными орнаментами и позолотой. Многие его работы отличались мелкими деталями и плотным узором, который практически не оставлял белого фона. В то время интерьеры часто украшали статуэтками, которые были доступными и недорогими. Скульпторы Вера Драчинская и Борис Воробьев создавали целые серии с дикими и домашними животными, Софья Велихова изображала танцовщиц в народных костюмах, а Ефим Гендельман — изящных купальщиц и физкультурниц.

В 1960-е годы, в период больших строек и аскетичного быта, в моду вернулись лаконичные изделия. В это время завод вновь реконструировали. Теперь здесь выпускали белоснежный костяной фарфор с тонкими стенками. В скульптурных композициях стала популярна тема космоса: фигурки Юрия Гагарина в скафандре, маленькие копии спутников, космических кораблей и небесных тел. Также создавали статуэтки с цирковыми сценками — артистами и животными, которые исполняют номера. Посуду и предметы быта расписывали оперными и балетными сюжетами.

В следующие десятилетия завод активно развивался: здесь модернизировали линии выпуска и расширяли ассортимент. Кроме чайных сервизов и множества ваз в продажу поступили наборы детской посуды, винные наборы и графины. В 2005 году заводу вернули его историческое название — Императорский фарфоровый завод.
#33
1 / 7
Советский фарфор 1950–1960-х годов
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%