Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Иконописные школы России

#1
Русская иконопись берет начало из раннего христианского искусства — символических росписей на стенах римских катакомб и пышных византийских фресок. Первые иконы появились на Руси после крещения в 988 году, их писали в Киеве приглашенные мастера из Византии. Но уже спустя два столетия начали возникать русские школы, мастера которых создавали свой стиль. Рассказываем, какие краски и композиции предпочитали художники в разных городах и какими деталями они дополняли иконы.
#2

Как на Руси появились иконы

#3
Самые древние иконы, сохранившиеся до наших дней, датируются VI веком. Мастера создавали их в технике энкаустики: расплавленные краски замешивали с воском и расписывали ими деревянную основу.

Изначально Вселенский собор Христианской церкви в Константинополе предписывал изображать Спасителя только «по человеческому естеству», не наделяя иконы символизмом. Но с веками иконописное искусство менялось. В VIII–X веках сложились новые каноны: на смену натуралистичным изображениям пришли лики с обобщенными чертами, а объемные фигуры сменились схематичными и плоскими.

После крещения Руси в 988 году повсеместно стали возводить православные храмы. Расписывать их чаще всего приглашали мастеров из Византии. Именно благодаря им на Руси и появились первые иконы — в византийском стиле.

Для стиля были характерны мозаичная роспись с точными пропорциями и тяжеловесными формами и фрески — религиозные изображения, нанесенные на сырую штукатурку. Краски подбирали темных тонов.

В Киеве иконы и фрески создавали по строгим канонам: все фигуры изображали плоскими и симметричными, в строго определенных позах, с суровыми или скорбными ликами и большими глазами. Складки одежды передавали схематично. Цветовая палитра была сдержанной, а нимбы, орнаменты и драгоценные украшения прорисовывали золотом.
 
Одним из ярких примеров домонгольских церквей византийского образца считается храм Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинная церковь, конца X века. До наших дней она не сохранилась, но археологи установили, что мастера украсили здание мозаикой и фресками. В куполе поместили центральный образ в иконографии Иисуса Христа Пантократора, или Спаса Вседержителя, грозного Небесного Царя и Судии. В алтарном выступе, обращенном на восток, — апсиде — мастера написали фигуру Богоматери с воздетыми к небу руками. Такое изображение называется Оранта, или Молящая. Кроме фресок и мозаик храм богато украсили мрамором и порфиром — темно-красным кварцем.
Постепенно древнерусские мастера разбавляли византийские традиции нововведениями. Например, в Софийском соборе на одной из стен написали семью князя Ярослава Мудрого, эта фреска частично сохранилась до наших дней. В православных храмах того времени членов княжеских семей не изображали.

В XI веке на Руси открылась первая иконописная школа. Ее основали мастера из Константинополя, которые в 1073–1089 годах строили и расписывали Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Ученики школы — преподобные Алипий и Григорий — стали первыми русскими иконописцами, а успенские фрески копировали многие художники-последователи.

Со временем в разных городах Руси складывались свои иконописные традиции. Самыми крупными иконописными школами исследователи считают Новгородскую, Владимиро-Суздальскую, Московскую, Псковскую, Строгановскую и Палехскую. Изначально каждая из школ опиралась на иконописные традиции Киева. Но со временем наметилось и влияние разных школ друг на друга.
#4

Новгородская школа

#5
Во время нашествия Батыя в 1237–1240 годах многие храмы разрушили, иконы уничтожили, а ремесленников угнали в плен. Секреты мастерства были утрачены. Но большая коллекция домонгольских икон сохранилась в Великом Новгороде, который находился вдали от сражений. Одна из главных иконописных школ Древней Руси сложилась здесь еще в XII веке.

Чаще всего иконы новгородской школы писали на светло-желтом фоне. Композиции составляли из одной-трех фигур или делали многосюжетными. Все элементы мастера располагали равномерно: не оставляли пустых полей, но и не перегружали композицию. Постройки изображали симметричными, а деревья — орнаментальными.
 
Новгородские иконописцы противопоставляли белый цвет красному. Первый символизировал святость и чистоту, второй — кровь Христа, который искупил человеческие грехи. Для растений использовали темно-зеленые тона, а горы писали в виде легких силуэтов желтого, зеленого, синего и фиолетово-розового оттенков.

Ноги и руки на иконах мастера изображали схематично, а вот черты лица выписывали детально. Элементы одежды, например кресты на длинной ленте — омофоре, чаще всего выделяли темными цветами. Золотистые оттенки присутствовали в основном в торжественных сюжетах, таких как «Христос в воскресении» или «Христос во славе». На этих иконах одежду святых покрывали инокопью, или ассистом, — клеящим веществом на основе чесночного сока и сусла, которое сверху золотили.
Часто на иконах изображали сцены и сюжеты из апокрифов — произведений на библейскую тему, которые складывал народ. Многие из них официальная церковь в те времена считала недостоверными. К ним исследователи относят некоторые изображения Николая Угодника и Георгия Победоносца.

Одним из важных направлений новгородского искусства стали житийные иконы. В среднем поле мастера писали фигуру святого в полный рост или по пояс. В боковых клеймах — небольших квадратах — размещали эпизоды из жития этого святого. Темные силуэты чередовали со светлыми.
#13
Новгородская школа иконописи
#6

Псковская школа

#7
Псковская школа появилась в XIII веке. Сначала мастера перенимали традиции Новгорода, но позже создали свой стиль. Композиции псковских икон были ассиметричными, без выраженной детализации. Фон выбирали желтый или золотой, а остальная палитра состояла из белых, розовых и темно-зеленых оттенков. В таких цветах написана икона «Собор Богоматери» XIV века. В центре нее изображена Богородица — она восседает на розовом троне на фоне темно-зеленых гор.

В более поздних иконах образы сменились на напряженные и динамичные, краски стали темнее и гуще. Зеленые оттенки становились почти черными или сменились на мутный синий, появилось больше плотных вишневых или красных оттенков с характерными оранжевым или розовым тонами. К таким иконам относится «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна с житием», которую написали для церкви Варвары в Пскове. Псковская школа была одной из самых долговечных и перестала существовать лишь в начале XVII века.
#14
Псковская школа иконописи
#8

Владимиро-Суздальская и Московская школы

#9
Со второй половины XII века и до конца XIII века Владимир и Суздаль были культурными центрами. В произведениях местных иконописцев преобладали сочетания серебристо-голубого или серого цветов с розовым, зеленоватым и лиловым. Краски были неяркими и приглушенными.

Из икон Владимиро-Суздальской школы, которые сохранились до наших дней, самыми значимыми считаются «Богоматерь Боголюбская» середины XII века, «Спас Эммануил с ангелами» конца XII века и «Димитрий Солунский» конца XII века — начала XIII века.

В XIII веке владимиро-суздальские мастера постепенно отошли от византийских традиций и добавили в местную иконопись мотивы народного творчества. К подобным иконам некоторые исследователи относят «Спаса Златые Власы». На ней нимб с крестом внутри, который обычно изображают над головой Христа, мастер заменил на золотые круглые пластины — дробницы. В старину подобными металлическими бляшками украшали одежды.
#15
Владимиро-Суздальская школа иконописи
#16
Московская школа сформировалась в XIV веке. В это время Москва переняла институты власти Владимира и Суздаля, а на развитие искусства влияли московские князья и приглашенные из Византии митрополиты и художники. Работы московских мастеров сочетали в себе черты местной иконописи, южнорусских течений и поздней византийской живописи — палеологовского стиля.

В палеологовском стиле исчезла строгая каноничность ранних византийских образов, мастера возвращались к античной традиции. В библейских сюжетах пейзажи стали более детальными, появились бытовые элементы. Художники уделяли больше внимания формам, стремились подчеркнуть их определенными оттенками, а цветовые переходы стали мягче и пластичнее.

Для московских икон характерны большой размер, отчетливые и слегка уплощенные образы, яркие цвета. Иконопись XIV–XV веков прославляла местных святых: братьев Бориса и Глеба, митрополитов Петра и Алексия, преподобного Сергия Радонежского с учениками.

Во второй половине XIV — начале XV века самыми яркими представителями московской иконописи были Феофан Грек, Андрей Рублев и Даниил Черный.
#17
Московская школа иконописи
#10

Поздняя иконопись: Строгановская и Палехская школы

#11
Строгановская школа живописи второй половины XVI — первой половины XVII века особенно выделяется среди поздней русской иконописи. Она названа по фамилии сибирских купцов-меценатов Строгановых, которые содержали иконописную мастерскую. Изначально школа придерживалась московского художественного стиля, в мастерской работали многие мастера из Москвы. Со временем строгановские иконописцы разработали собственные приемы.

Главными особенностями Строгановской школы стали миниатюрные размеры икон, сложные композиции и сочная цветовая гамма — на полутонах желтых, красных, розовых, зеленых и черных красок. Часто мастера украшали работы золотой и серебряной росписью.

Фигуру святого обычно помещали в центр иконы, ее изображали крупными цветовыми пятнами. Центральный образ обрамляли причудливым детальным пейзажем с палатами. Людей и растения изображали реалистично, максимально близко к натуре, все элементы тонко прорабатывали.
Самым известным мастером школы был Прокопий Чирин, он написал по заказу Строгановых икону «Никита Воин» и образ Владимирской Божией Матери.
#19
Строгановская школа иконописи
#18
В конце XVII века иконописная школа появилась в Палехе. В работах ее мастеров прослеживалась натуралистичность, характерная для светской европейской живописи, а также детали новгородского и строгановского стилей.

В палехских иконах, как и в новгородских, сохранилась монументальность, симметричность и лаконичность образов. В то же время сложные композиции с миниатюрными фигурами, множество пейзажных элементов и орнаментов, низкий горизонт и золоченые одежды святых отсылают к традициям Строгановской школы. Отличались палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой.

Характерным приемом для иконописи Палеха была роскрышь. Иконы писали в несколько слоев, которые наносили в строгой последовательности: сначала фон, затем горы, архитектуру, одеяния, открытые части тел и лики. На роскрышь накладывали плавь — очень тонкий слой краски, а после этого высветляли отдельные части иконы.

Фигуры святых изображали слегка вытянутыми, но реалистичными. Иконописцы работали темперой — краской, замешанной на яичном желтке. Она была стойкой и делала изображения глубокими и полными света.

Иконописные школы Палеха существуют и в наше время.
#20
Палехская школа иконописи
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%