Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Древнейшие фрески России

#2

Где посмотреть домонгольскую храмовую живопись?

#1
В России сохранилось не так много фресок, выполненных до XIII века, даже несмотря на то, что в это время искусство монументальной живописи было очень востребовано. Князья и епископы приглашали мастеров из Византии, чтобы они расписывали храмы и учили местных художников, которые, в свою очередь, формировали собственные иконографию и стиль. Рассказываем, куда можно поехать, чтобы своими глазами увидеть старинные фрески и их сохранившиеся фрагменты.
#4

Как устроен древнерусский храм

#5
В 988 году киевский князь Владимир принял христианство по греческому обряду и утвердил его как государственную религию Древней Руси. В городах начали строить сакральные сооружения — первые храмы.
 
Композиция храма символизировала путь христианина к Богу и начиналась с паперти, ведущей к притвору — пристройке перед входом на западной стороне. Притвор, или нартекс, отделяли от основных помещений аркой или колоннами. В православных храмах его еще называли трапезной, поскольку здесь угощали нищих и поминали усопших. Во время служб в притворе могли стоять еще не крещеные люди, а также те, на кого священник наложил наказание — епитимью.
 
За притвором шел неф — вытянутый зал, ограниченный колоннами. Поперечный неф называли трансептом, он часто образовывал с центральным нефом крест. Всего в храме могло быть три или пять нефов. В них молились верующие, допущенные к причастию. Неф завершался алтарем с престолом, куда имели право входить только священники. К алтарю часто пристраивали дьяконник — комнату, где хранили облачение и церковную утварь.

Примыкающие к храму пристройки-апсиды, в том числе алтарные, были полукруглыми. Над основным пространством храма возвышался барабан — круглая или многогранная башня с окнами, увенчанная куполом с главкой и крестом. Барабанов могло быть несколько.

В храме прихожанина окружали фрески с основными библейскими сюжетами. Так называли особый вид живописи на сырой штукатурке. В русских раннехристианских храмах фресками расписывали почти все доступное пространство — стены, внутреннюю часть купола, арки, колонны, окошки. По ним верующий мог читать храм как Библию: сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, рассказы о земной жизни Христа, житийные сцены мучеников, святителей и преподобных. За местами закрепились традиционные изображения, например на фресках апсиды изображали Причастие с Богородицей и апостолами, в скуфье центрального купола — Христа Пантократора, или Вседержителя, на западной стене — сцены Страшного суда.
#6

Новгородские фрески

#7
В X веке Новгород, стоящий на берегу реки Волхов и защищенный со всех сторон болотами и топями, стал крупным торговым и ремесленным центром восточной части Европы. В это время город еще находился под влиянием Киева, главного города Киевской Руси. С середины XI века Новгородское княжество стало независимым, а со второй четверти XII века превратилось в вечевую республику. Большая часть древних новгородских росписей была создана именно в это время. Удачное расположение защитило новгородские земли от нашествия Батыя в 1237–1241 годах и позволило сохранить местную культуру, в том числе и фрески на стенах храмов.

Собор Святой Софии заложил еще в 1045 году князь Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого. Это самый древний храм из сохранившихся на территории России.
 
Киевские и византийские мастера строили Софийский собор больше пяти лет. Стены сложили из необработанного известняка разных оттенков и скрепили известковым раствором. Арки, арочные перемычки и своды выложили из кирпича. Изначально стены храма не белили, а своды собора, апсиды и барабаны покрыли цветной цемянкой — раствором извести с тертым кирпичом.

Собор начали расписывать только в 1108 году. От этой росписи в наши дни сохранилось немного — фрески на своде купола и стенах Мартириевой паперти, названной в честь архиепископа Мартирия. На куполе расположены фигуры семи библейских пророков — Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии, на барабане — четыре архангела, поддерживающих славу Христа Пантократора, изображение которого утрачено. Кроме них в световых арках главной апсиды сохранились фигуры святых епископов Анатолия Царьградского, Карпа Фиатирского, Поликарпа Смирнского и патриарха константинопольского Германа. Под новым полом храма исследователи нашли фрагменты фресок, которые были сбиты во время реставрации 1893 года.

Самой ранней сохранившейся настенной живописью Софийского собора считается фрагмент фрески в южной галерее, на котором изображены святые Константин и Елена. Технология росписи на сухом грунте указывает, что она была выполнена во второй половине XI века. Исследователи отмечают нехарактерные для русской средневековой живописи тип лиц, манеру письма и технику исполнения. Например, в работе не использованы традиционные желтые охры.

Новгородский Николо-Дворищенский храм, посвященный святителю Николаю Мирликийскому, заложил в 1113 году Мстислав, сын Владимира Мономаха. Его строили из грубо отесанного известняка и плинфы — тонкого обожженного квадратного кирпича. Храм располагался напротив Новгородского кремля и Софийского собора, с севера к нему примыкал Торг — оживленный городской рынок.
 
В XII веке Николо-Дворищенский храм украсили множеством фресок, но до наших дней дошли лишь отдельные фрагменты: в начале XX века во время ремонта в подвале обнаружили росписи «Праведный Иов на гноище», «Богатый в аду», «Страшный суд». В алтаре сохранились фрески со святыми епископами, а в проеме между алтарем и дьяконником — редкое изображение воскрешенного Лазаря.
 
Фреска «Иов на гноище» воспроизводит часть библейского сюжета, согласно которому Бог решил испытать веру праведника Иова — лишил его имущества, детей и здоровья. На фреске Иов, пораженный проказой, сидит на куче пепла, а жена, боясь заразиться, протягивает ему на палке котелок с едой. Иов не отрекся от Бога, за что был вознагражден.

Масштабный «Страшный суд» сохранился хуже. Фрагменты фрески видны на восточной, южной и отчасти западной стенах притвора. Хорошо сохранились сцены мучения блудниц и грешников, которые тонут в потоках огня, и Сатана в цепях. Его тело буквально рассечено вертикалью угла южной и западной стены. Позже этот прием станет характерным для новгородской храмовой росписи.

Лучше всего древние фрески сохранились в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря. Его заложил преподобный Антоний Римлянин в 1117 году. По легенде, он приплыл в Новгород на обломке скалы.

Строительство завершилось к 1122 году, а в 1125-м храм расписали. Фрески Рождественского собора похожи на работы в Софийском и Николо-Дворищенском храмах: крупные, тяжелые статичные фигуры святых, хорошо прорисованные черты ликов, плоские одежды.

В XVII веке роспись обновили, а в 1838 году ее большую часть сбили со стен, чтобы расписать их заново. Уцелевшие фрески XII века начали находить, расчищать и реставрировать в начале XX века: сохранились фрагменты росписи трех апсид и боковых стен со стороны алтаря, фрески на восточных столбах.

На нижних регистрах центральной апсиды изображены фигуры святителей, обрамляют вход в алтарь пророк Моисей и первосвященник Аарон. Росписи северной апсиды посвящены рождению и детству Богородицы. С другой стороны алтаря мастера изобразили сцены жизни Иоанна Предтечи — в том числе и три обретения главы пророка. На восточных столбах сохранилось Благовещение — отделенные друг от друга пространством храма фигуры архангела Гавриила и Богородицы.

Георгиевский собор Юрьева монастыря заложили в 1119 году. В Новгородской летописи указано, что его возводил мастер Петр, который, вероятно, строил Николо-Дворищенский храм и не сохранившуюся до наших дней церковь Благовещения на Городище.
 
В 1130 году храм расписали фресками. Однако в 1830-х годах, во время реставрации собора, их практически полностью уничтожили: часть выбросили, часть использовали для поднятия пола. Только в 2013–2014 годах во время археологических работ специалисты восстановили уровень пола XII века и обнаружили множество мелких фрагментов древних фресок, использованных в качестве строительного материала.

Но в северо-западном куполе собора сохранились домонгольские фрески — это образы Иисуса Христа, Богоматери Одигитрии, святого Георгия и святителей, а также медальоны с евангелистами Марком, Матфеем, Иоанном и Лукой. По уцелевшим фрагментам исследователи предполагают, что Георгиевский собор был расписан массой мелких фигур с небольшими ликами.

Спас на Нередице возвели в 1198 году на правом берегу ручья Малый Волховец, в полутора километрах от Новгорода. Строительство заказал князь Ярослав Владимирович в память об умерших сыновьях Изяславе и Ростиславе. В 1199 году практически все стены храма украсили фресками. Позже вокруг церкви образовался Спасо-Нередицкий мужской монастырь и появилась деревня Спас-Нередицы.

На протяжении нескольких столетий фрески пребывали в хорошем состоянии, и во время реставрации храма в начале XX века специалисты сделали множество описаний, рисунков и фотографий. Ученым удалось установить, что в храме работала артель из 8–10 мастеров. Они не распределили евангельские сюжеты на сводах и стенах в хронологическом порядке, поэтому роспись не читалась единым рассказом, как в других храмах. Например, Рождество Христово размещалось над Страшным Судом на западной стене, а Воскрешение Лазаря соседствовало с Тайной вечерей.

В августе–октябре 1941 года деревню Спас-Нередицы сожгли нацистские войска, а храм наполовину разрушили артиллерией. Практически вся древняя роспись погибла, уцелели только некоторые фрагменты. Отреставрировать храм удалось в 1957 году, а восстановление монументальной росписи стен завершили только в 2015-м. Уцелевшие фрески законсервировали, а на стену вернули собранную из фрагментов фигуру святой великомученицы Юлиании.
#8
1 / 3
Пустовойтов С.И. Георгиевский собор. 1968. Музей художественной культуры Новгородской земли, Великий Новгород
#9

Фрески Старой Ладоги

#10
Церковь Святого Георгия, самый северный домонгольский русский храм, находится в Волховском районе в селе Старая Ладога. Неизвестно, в каком году она была построена, но росписи и детали архитектуры указывают на конец XII века. Стены возводили, чередуя известняковые плиты и плинфу, а ряды между собой скрепляли цемянкой. Храм расписывали одновременно со строительством, и фрески сохранялись до середины XV века. Но во время ремонта храма в XVII веке часть росписей сбили со стен и оставили под полом, а часть заштукатурили.

В начале XIX века уцелевшие фрески попытались сохранить специалисты. Первым попробовал зарисовать их этнограф Петр Кеппен в 1821 году, но его работа не сохранилась. В 1858 году фрески полностью скопировал археолог Василий Прохоров. Церковь поддерживали в хорошем состоянии даже во время гонений на религию 1930-х годов, а во время Великой Отечественной войны она практически не пострадала.

До наших дней дошла лишь пятая часть росписи церковных стен. Лучше всего сохранились фрески на куполе и барабане — это сцены вознесения Христа среди апостолов и пророков. В центральной части апсиды уцелел фрагмент «Причащения апостолов» и фигуры святителей Василия Великого, папы Римского Климента и Иоанна Милостивого, на западной стене — сцены Страшного Суда, на южной — крещение Господне и фигуры мучеников, на северной — святитель Николай Мирликийский.
Одной из самых необычных фресок исследователи считают изображение Святого Георгия, расположенное в алтаре: вопреки традиции, святой не убивает врага, а укрощает его и сопровождает царевну, которая ведет змея на шелковом поясе.
#11

Монастырь на Псковщине

#12
Точная дата основания Мирожского монастыря, одного из самых древних монастырских комплексов Северо-Западной Руси, не известна. Строительство монастыря и его главного храма, Спасо-Преображенского собора, заказал новгородский епископ Нифонт. Считается, что храм был выстроен и полностью расписан византийскими мастерами не позднее 1156 года.

По стилю роспись храма напоминала сюжеты из небольших провинциальных византийских церквей. Основным мотивом стала искупительная жертва Иисуса Христа и соединение в нем божественной и человеческой природы. Масштабная сцена «Вознесение Господне» расположилась на куполе, а Деисус — на перекрытии алтарной апсиды. На этой фреске Христос восседает на троне, и к нему с молитвой за человечество обращаются Богородица и Иоанн Предтеча. В верхней зоне храма мастера разместили сцены из жизни Христа — от Благовещения до Сошествия во ад. Мастера также написали фрески, посвященные житиям Иоанна Предтечи и Богородицы, деяниям архангелов и апостолов.

Так как в XVII веке фрески собора были закрыты штукатуркой и забелены, в целости сохранился практически весь комплекс росписей. Открытые в конце XIX века изображения расчистили, промыли и для восстановления пригласили артель иконописцев. Они переписали фрески клеевыми красками, пытаясь повторить древний стиль и сохранить иконографию. В 1970-х годах прошла еще одна реставрация, во время которой от большей части новоделов избавились. На тех местах, где древние фрески оказались утрачены, записи конца XIX века оставили.

С 1223 года началось постепенное завоевание русских княжеств Монгольской империей. Хоть Новгородчина и Псковщина находились далеко от захватчиков, набеги и разорение земель приостановили расцвет всей древнерусской культуры: связи с Византией практически прервались, усилилась разобщенность между землями. В этот период на Руси не строили храмов, художники-иконописцы потеряли заказчиков, а развитие монументальной храмовой живописи замерло почти на два столетия.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%