В X веке Новгород, стоящий на берегу реки Волхов и защищенный со всех сторон болотами и топями, стал крупным торговым и ремесленным центром восточной части Европы. В это время город еще находился под влиянием Киева, главного города Киевской Руси. С середины XI века Новгородское княжество стало независимым, а со второй четверти XII века превратилось в вечевую республику. Большая часть древних новгородских росписей была создана именно в это время. Удачное расположение защитило новгородские земли от нашествия Батыя в 1237–1241 годах и позволило сохранить местную культуру, в том числе и фрески на стенах храмов.
Собор Святой Софии заложил еще в 1045 году князь Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого. Это самый древний храм из сохранившихся на территории России.
Киевские и византийские мастера строили Софийский собор больше пяти лет. Стены сложили из необработанного известняка разных оттенков и скрепили известковым раствором. Арки, арочные перемычки и своды выложили из кирпича. Изначально стены храма не белили, а своды собора, апсиды и барабаны покрыли цветной цемянкой — раствором извести с тертым кирпичом.
Собор начали расписывать только в 1108 году. От этой росписи в наши дни сохранилось немного — фрески на своде купола и стенах Мартириевой паперти, названной в честь архиепископа Мартирия. На куполе расположены фигуры семи библейских пророков — Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии, на барабане — четыре архангела, поддерживающих славу Христа Пантократора, изображение которого утрачено. Кроме них в световых арках главной апсиды сохранились фигуры святых епископов Анатолия Царьградского, Карпа Фиатирского, Поликарпа Смирнского и патриарха константинопольского Германа. Под новым полом храма исследователи нашли фрагменты фресок, которые были сбиты во время реставрации 1893 года.
Самой ранней сохранившейся настенной живописью Софийского собора считается фрагмент фрески в южной галерее, на котором изображены святые Константин и Елена. Технология росписи на сухом грунте указывает, что она была выполнена во второй половине XI века. Исследователи отмечают нехарактерные для русской средневековой живописи тип лиц, манеру письма и технику исполнения. Например, в работе не использованы традиционные желтые охры.
Новгородский Николо-Дворищенский храм, посвященный святителю Николаю Мирликийскому, заложил в 1113 году Мстислав, сын Владимира Мономаха. Его строили из грубо отесанного известняка и плинфы — тонкого обожженного квадратного кирпича. Храм располагался напротив Новгородского кремля и Софийского собора, с севера к нему примыкал Торг — оживленный городской рынок.
В XII веке Николо-Дворищенский храм украсили множеством фресок, но до наших дней дошли лишь отдельные фрагменты: в начале XX века во время ремонта в подвале обнаружили росписи «Праведный Иов на гноище», «Богатый в аду», «Страшный суд». В алтаре сохранились фрески со святыми епископами, а в проеме между алтарем и дьяконником — редкое изображение воскрешенного Лазаря.
Фреска «Иов на гноище» воспроизводит часть библейского сюжета, согласно которому Бог решил испытать веру праведника Иова — лишил его имущества, детей и здоровья. На фреске Иов, пораженный проказой, сидит на куче пепла, а жена, боясь заразиться, протягивает ему на палке котелок с едой. Иов не отрекся от Бога, за что был вознагражден.
Масштабный «Страшный суд» сохранился хуже. Фрагменты фрески видны на восточной, южной и отчасти западной стенах притвора. Хорошо сохранились сцены мучения блудниц и грешников, которые тонут в потоках огня, и Сатана в цепях. Его тело буквально рассечено вертикалью угла южной и западной стены. Позже этот прием станет характерным для новгородской храмовой росписи.
Лучше всего древние фрески сохранились в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря. Его заложил преподобный Антоний Римлянин в 1117 году. По легенде, он приплыл в Новгород на обломке скалы.
Строительство завершилось к 1122 году, а в 1125-м храм расписали. Фрески Рождественского собора похожи на работы в Софийском и Николо-Дворищенском храмах: крупные, тяжелые статичные фигуры святых, хорошо прорисованные черты ликов, плоские одежды.
В XVII веке роспись обновили, а в 1838 году ее большую часть сбили со стен, чтобы расписать их заново. Уцелевшие фрески XII века начали находить, расчищать и реставрировать в начале XX века: сохранились фрагменты росписи трех апсид и боковых стен со стороны алтаря, фрески на восточных столбах.
На нижних регистрах центральной апсиды изображены фигуры святителей, обрамляют вход в алтарь пророк Моисей и первосвященник Аарон. Росписи северной апсиды посвящены рождению и детству Богородицы. С другой стороны алтаря мастера изобразили сцены жизни Иоанна Предтечи — в том числе и три обретения главы пророка. На восточных столбах сохранилось Благовещение — отделенные друг от друга пространством храма фигуры архангела Гавриила и Богородицы.
Георгиевский собор Юрьева монастыря заложили в 1119 году. В Новгородской летописи указано, что его возводил мастер Петр, который, вероятно, строил Николо-Дворищенский храм и не сохранившуюся до наших дней церковь Благовещения на Городище.
В 1130 году храм расписали фресками. Однако в 1830-х годах, во время реставрации собора, их практически полностью уничтожили: часть выбросили, часть использовали для поднятия пола. Только в 2013–2014 годах во время археологических работ специалисты восстановили уровень пола XII века и обнаружили множество мелких фрагментов древних фресок, использованных в качестве строительного материала.
Но в северо-западном куполе собора сохранились домонгольские фрески — это образы Иисуса Христа, Богоматери Одигитрии, святого Георгия и святителей, а также медальоны с евангелистами Марком, Матфеем, Иоанном и Лукой. По уцелевшим фрагментам исследователи предполагают, что Георгиевский собор был расписан массой мелких фигур с небольшими ликами.
Спас на Нередице возвели в 1198 году на правом берегу ручья Малый Волховец, в полутора километрах от Новгорода. Строительство заказал князь Ярослав Владимирович в память об умерших сыновьях Изяславе и Ростиславе. В 1199 году практически все стены храма украсили фресками. Позже вокруг церкви образовался Спасо-Нередицкий мужской монастырь и появилась деревня Спас-Нередицы.
На протяжении нескольких столетий фрески пребывали в хорошем состоянии, и во время реставрации храма в начале XX века специалисты сделали множество описаний, рисунков и фотографий. Ученым удалось установить, что в храме работала артель из 8–10 мастеров. Они не распределили евангельские сюжеты на сводах и стенах в хронологическом порядке, поэтому роспись не читалась единым рассказом, как в других храмах. Например, Рождество Христово размещалось над Страшным Судом на западной стене, а Воскрешение Лазаря соседствовало с Тайной вечерей.
В августе–октябре 1941 года деревню Спас-Нередицы сожгли нацистские войска, а храм наполовину разрушили артиллерией. Практически вся древняя роспись погибла, уцелели только некоторые фрагменты. Отреставрировать храм удалось в 1957 году, а восстановление монументальной росписи стен завершили только в 2015-м. Уцелевшие фрески законсервировали, а на стену вернули собранную из фрагментов фигуру святой великомученицы Юлиании.